10 февраля 2012

Изучение серологической активности и специфичности фракций иммуноглобулинов IgM и IgG, выделенных из АТЦС

Многочисленными исследованиями установлено отсутствие параллелизма между серологической и цитотоксической активностью сывороток. Оказалось, что сыворотки с высокой серологической активностью слабо эффективны при введении их в организм, и, наоборот, сыворотки, характеризующиеся низким титром антител in vitro, часто обладали значительным цитотоксическим эффектом. По-видимому, эти различия связаны с наличием в сыворотках различных классов иммунных глобулинов и прежде всего IgM с константой седиментации 19S и IgG с константой седиментации 7S.

В литературе остается не выясненным вопрос о природе IgM- и IgG-антител к тестикулярному антигену, которые образуются при введении его в организм животного-донора. Неизвестна также их серологическая и цитотоксическая активность. Поскольку АТЦС содержит гетерогенную смесь белков, то целесообразно выяснить, с какой фракцией иммуноглобулинов связана ее серологическая и цитотоксическая активность. Решение этого вопроса позволит использовать не цельные сыворотки, а отдельные фракции иммуноглобулинов, что, с одной стороны, повысит эффективность их применения в экспериментальных исследованиях и с лечебной целью, а с другой стороны, позволит избавить организм от введения балластных белков.

IgM- и IgG-фракции иммуноглобулинов АТЦС, специфичной для крыс, методом гельфильтрации с использованием сефадекса ζ-200 по методу Flodin и Killander (1962). Серологическую активность и специфичность этих фракций изучали путем постановки реакции потребления комплемента (РПК) по 50%-ному гемолизу методом Chudomel и соавторами (1957) в модификации В. Н. Федорича (1970) с семенником и другими органами крысы (почка, печень, селезенка, легкие, головной мозг).

Цитотоксическая активность сывороток и фракций IgM и IgG иммуноглобулинов изучалась с помощью цитотоксического теста по Gorer и Gorman (1964) в модификации Б. Д. Брондза (1964).

Результаты проведенных исследований (Нищименко, 1974; Ильчевич, Нищименко, 1975) показали, что неабсорбированные цельные АТЦС в реакции с тканью семенника связывали 21,5±0,55 единиц комплемента.

Количество единиц комплемента, связанного фракциями IgM и IgG, выделенными из АТЦС в РПК с гомологичным и негомологичными антигенами  Количество единиц комплемента, связанного фракциями IgM и IgG,
выделенными из АТЦС в РПК с гомологичным и негомологичными антигенами

I — сыворотка,
II — IgM,
III — IgG;

а — семенник (светлая часть —
количество единиц комплемента, связанного абсорбированной АТЦС, а также
выделенными из нее IgM и IgG с текстикулярным антигеном),
б — почка,
в —
печень,
г — селезенка,
д — легкие,
е — головной мозг.

С антигенами из других органов комплементсвязывающая активность сывороток была статистически достоверно меньше (Р < 0,001). Так, в реакции с тканью почек она связывала 10,9±0,37 единиц комплемента, с тканью печени — 8,7±0,37, селезенки — 9,7±0,18, легких — 5,8±0,18, головного мозга — 3,8±0,23 единиц комплемента. После абсорбции алкоголизированной тканью печени неспецифических антител

АТЦС в реакции потребления комплемента реагировала только с тестикулярным антигеном, причем ее комплементсвязывающая активность была почти в 1,2 раза меньше, чем у неабсорбированной сыворотки (16,5±0,22  единиц  комплемента).

«Действие специфических цитотоксических сывороток
на половые железы», под ред. Р.Е.Кавецкого