11 сентября 2017

Общая характеристика наблюдений

Клиника

Поскольку большинство заболеваний репродуктивной системы у девочек описано в специальных руководствах и монографиях [Богоров И. П., 1966; Кобозева Н. В., 1981; Хубер А., 1981], приведем лишь цифровые данные, характеризующие нашу работу в этом направлении. Основной акцент сделаем на педиатрическую андрологию.

В первую очередь заслуживают внимания сложные («классические») формы нарушения половой дифференцировки, при которых в строении наружных гениталий имеются элементы половонеопределенности, некоторые «малые» («неклассические») формы, в частности гипоспадия, крипторхизм и др., по праву относимые к проявлениям эмбриональной патологии развития наружных гениталий [Hasche-Klunder Р., 1966; Bierich I. R., 1981; Conzalez-Serva L., 1981; Hadziselimovic F. et al, 1981], а также некоторые острые формы повреждения гонад.

На лечении находилось около 4500 детей в возрасте от 2 дней до 14 лет, а также 19 женщин в возрасте от 16 до 42 лет, которые были оперированы нами в различных учреждениях, в том числе во взрослых гинекологических стационарах.

Ввиду недостаточности сведений о нормах содержания в крови половых гормонов совместно с Э. П. Касаткиной, А. Н. Матковской, А. С. Аметовым проведены исследования уровня этих гормонов в крови у детей различных возрастных групп.

Всем больным проводили комплексное клинико-лабораторное, морфологическое, генетическое обследование. Более чем у 3000 детей имелись аномалия положения или порок развития яичек. Острые заболевания последних имелись у 500 больных.

Нарушения формирования пола отмечены у 943 больных. Наибольшую трудность для диагностики и лечения представляют врожденные сложные («классические») нарушения половой дифференцировки (577 больных).

Из них гонадные формы поражения были у 310 больных:
«чистые» агенезия и дисгенезия гонад —у 13; диспластическая форма дисгенезии яичек —у 3; смешанная (асимметричная) дисгенезия яичек — у 79; унилатеральный синдром персистирующего мюллерова протока — у 10; синдром неполной маскулинизации — у 74; истинный гермафродитизм (половинный гинандроморфизм) — у 29; микрофаллос — у 60; синдром Шерешевского — Тернера у 29 (из них синдром Тернера у 1 больного); синдром Клайнфелтера — у 9; синдром Рейфенштейна — у 4.

Внегонадные формы поражения выявлены у 256 детей: тестикулярная феминизация — у 60; врожденная дисфункция коры надпочечников и ненадпочниковые формы вирилизации у девочек — у 196.

Редкие формы нарушения половой дифференцировки имелись у 11 больных: синдром каудальной регрессии — у 5, синдром. Майера — Рокитанского — Кюстнера — у 3, женский транссексуализм — у 3.

«Малые» («неклассические») формы нарушений половой дифференцировки (128 больных), кроме крипторхизма, выявлены у 107 мальчиков: «простая» гипоспадия отмечена у 22, пороки развития полового члена — у 10, «скрытый» половой член, эктопия или расщепление мошонки — у 15, варикоцеле — у 60.

«Малые» формы поражения выявлены у 21 девочки: слипание или сращение малых половых губ — у 10, пороки развития половых губ и клитора — у 2, неперфорированная девственная плева — у 8, порок развития влагалища — у 1 больной.

Приобретенные заболевания отмечены у 238 больных. Из них у мальчиков (191) диагностированы: юношеская гинекомастия — у 80; атрофия яичек (дву- или односторонняя) — у 98; травма половых органов — у 3; опухоль надпочечников, вызвавшая преждевременное половое созревание по изосексуальному типу, — у 9; опухоль яичка, вызвавшая феминизацию, — у 1.

У 8 девочек обнаружено:
опухоль надпочечников, вызвавшая преждевременное половое созревание по гетеросексуальному типу (вирилизацию),—у 3; атрофия яичников — у 2; истинная гипертрофия молочных желез — у 2; травма половых органов — у 1 больной.

Особую группу составили больные с ятрогенными поражениями органов репродуктивной системы (39 больных): приобретенный крипторхизм — у 20; приобретенный микрофаллос—у 4; повреждение элементов семенного канатика — у 5; повреждение круглых связок матки — у 10.

«Советская педиатрия», М.Я. Студеникина





Оттягивание сроков обследования и лечения больных до пубертатного периода чревато тем, что показания к операции встают на грань витальных по суицидальным и онкологическим мотивам. В итоге больные с нарушением репродуктивной сферы требуют не только сложной диагностики, хирургической и гормональной коррекции, но и особой врачебной тактики. В основе лежит доверительный контакт между больным ребенком, его родителями…

Из 943 больных с различными формами нарушения половой дифференцировки у 53 нами отмечены паховые грыжи. Многие хирурги упускают из виду возможность обнаружения в грыжевых мешках у девочек яичек. Отсутствие психологической готовности к такой находке приводит к ошибкам. Наиболее характерные из них: необоснованное удаление гонад, приводящее к развитию синдрома кастрации; погружение гонад в брюшную полость, обусловливающее…

Цитологические исследования влагалищных мазков выявляют наличие III—IV типа реакции, свидетельствующей о достаточной эстрогенной насыщенности организма и влиянии гормонов на стенку созданного влагалища. У большинства пациенток, достигших зрелого возраста, выявляют слабокислую реакцию влагалищного содержимого, наличие молочной кислоты, вторую и третью степень чистоты. Слизистая оболочка трансплантата трансформируется. В ней обнаруживают многослойный плоский ороговевающий «влагалищный» эпителий. При посеве…

В нашей практике было 4 наблюдения, когда после упрощенных методов вагинопластики, проведенных в других лечебных учреждениях, потребовалось повторное вмешательство — создание влагалища из участка сигмовидной кишки. Операция в этих условиях, естественно, протекает с большими техническими трудностями. Кроме того, трагичность положения девушки, знающей о своем дефекте, учитывается врачами далеко не в полной мере. При больших операциях,…

«Худшим из всех неравенств» называл А. И. Герцен неравенство развития. Накопленный опыт позволяет утверждать, что диагностические (биопсия гонад), тактико-хирургические (лапаротомия, ревизия, перемещение или удаление гонад), феминизирующие и (или) маскулинизирующие вмешательства, входящие в комплекс хирургической реабилитации, должны проводиться одномоментно. Это диктуется прежде всего тем, что неоправданная этапность хирургических вмешательств обрекает ребенка на повторную госпитализацию, анестезию, ожидание…