21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации (Отрицательное отношение к горшку)

Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1 — 2 года [Спок Б., 1971]. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи. Примерно с 1 года желательно начать знакомить ребенка с местом, где он будет оправляться, с горшком. Некоторые специалисты советуют родителям для облегчения приобретения навыков позволять детям присутствовать при уринации и дефекации более старших детей того же пола.

Если высаживание на горшок производится в дружелюбной форме, без понуканий и наказаний, а положительные результаты поощряются отношением взрослых, этот процесс происходит без осложнений. Когда ребенок уже освоил эти навыки, приходится следить за тем, чтобы он не засиживался на горшке, ибо это может сопровождаться рассматриванием гениталий и игрой с ними, а порой и так называемым «детским онанизмом».

Говоря о вреде его, А. Б. Залкинд (1928) указывает не только на раннюю сексуальную стимуляцию, но и на возможность связи дальнейших любовно-половых чувств исключительно с периферическим раздражением половых органов. Репрессии родителей и воспитателей, «уличивших» ребенка в онанизме, вызывают у него недоумение и глубокую обиду, протест и чувство стыда в сугубо отрицательном его смысле. В обучении навыкам опрятности сказывается одно из первых различий в воспитании мальчиков и девочек. Эти навыки должны быть дифференцированы по полу.

Мальчики часто не хотят мочиться стоя, и это тревожит родителей. Для того, чтобы в таких случаях избежать у ребенка чувства неполноценности при встречах со сверстниками, иногда приходится использовать пример старших. На 2 — 3-м году жизни ребенок изучает свое тело и при купании. Если рассматривание сочетается с ощупыванием своих гениталий, то дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение предупреждает фиксацию ребенка на таких манипуляциях. Но вообще, несмотря на очевидную полезность режимно-гигиенических мероприятий, как указывалось, они не исчерпывают проблемы полового воспитания, которое — подчеркнем еще раз — есть воспитание нравственное.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. В жизни и в литературе все еще мало внимания уделяется позитивной роли отца и подчеркивается в основном его недостаточное участие в воспитании. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские…

Отрицательные аффекты родителей в ответ на вопросы о поле отталкивают ребенка и лишают его достоверных, не искаженных пошлостью, сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение вопросов пола должно носить доверительный характер. Отвечать на вопросы лучше сразу, лишь в редких случаях можно сослаться на необходимость вернуться к ним позже. Попытки…

Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то». В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и…

Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы….

Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…