21 апреля 2009

Медико-педагогические рекомендации

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми [Аркин Е. А., 1957; Богданович Л. А., 1975; Хрипкова А. Г., 1973; Шибаева А. И., 1966; Залкинд А. Б., 1928; Шевченко Э. М., 1969, и др.].

Половое воспитание, как уже было сказано, в большей мере является составной частью нравственно-психологического воспитания здоровой гармоничной личности. Следует признать, что в современной семье понимаемое таким образом половое воспитание большей частью осуществляется недостаточно, а то и не проводится вовсе.

Среди населения продолжает бытовать предрассудок, будто в половом воспитании скрыт развращающий элемент. Это мнение восходит к враждебному отношению христианской морали к телесному «низу» и является существенным препятствием на пути становления личности.

Врач должен противопоставить этому научно и нравственно обоснованные позиции, вытекающие из них методические рекомендации. Речь при этом идет не только о просвещении и наставлении родителей и воспитателей, но и о преодолении их предрассудков, беспомощности в вопросах, касающихся сексуальности. Врач, по выражению И. П. Павлова, может не быть психиатром, но практическим психологом быть обязан.

Знание особенностей и закономерностей семейных отношений, психологии ребенка, возможных позиций родителей в деле воспитания и решения вопросов сексуальности, проблем современной семьи и взаимоотношений полов на сегодняшнем этапе жизни общества, адекватное представление о собеседнике (будь то один человек или аудитория) помогут врачу найти те единственно верные в каждом конкретном случае тон и аргументы, которые обеспечат возможность разъяснения, убеждения и переубеждения, приближения родителей и воспитателей к выработке адекватных и действенных позиций в вопросах полового воспитания.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Понятие о беременности в дошкольном возрасте имели 25% мальчиков и 17% девочек. Родители информируют об этом девочек (2/3 опрошенных) вдвое чаще, чем мальчиков. По сведениям родителей лишь 13% детей до 7 лет спрашивают об этом. Примерно четверть девочек и пятая часть мальчиков сведения о беременности воспринимают с волнением. О половом акте до 7 лет знают…

Родители отмечают особую привязанность детей к животным. Интересный факт, хотя, вероятно, не имеющий прямого отношения к обсуждаемой теме, заключается в том, что почти треть детей проявляет глубокую симпатию к персоналу детских учреждений. Не исключено, что случаи желания детей изменить свою половую принадлежность (12%) объясняются мотивами их привязанности к посторонним. Редкие случаи боязни утраты своих половых…

В большинстве семей только врач сумеет разъяснить, что те или иные выраженные проявления детской сексуальности являются чаще всего не столько результатом воспитания (в обычно понимаемом родителями смысле физического ухода и надзора), сколько следствием эмоционального напряжения в связи с нарушенными межличностными отношениями в семье. Безусловно, эти симптомы скорее проявятся, если ребенок истощен и ослаблен, страдает частыми…

Чрезмерное оберегание от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной…

Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло. Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка….