21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Гармоничная семья)

Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец — тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать — «кем-то для кого-то».

В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе — мужественности и женственности, происходит наиболее успешно. Современная психология и социология все чаще обращают внимание на то, что многие погрешности в воспитании детей восходят к недостаточному или неадекватному половому воспитанию самих родителей, отсутствию у них должных установок мужественности и женственности [Голод С. И., 1972].

Связанные с этим односторонние ожидания и претензии супругов друг к другу обостряют отношения в семье, которая либо распадается, либо сохраняется за счет установления авторитарной власти одного (чаще матери) и отказом другого (чаще отца) от установок на влияние.

Отец тогда либо принимает роль матери и сам выступает по отношению к ребенку как вторая мать, либо передоверяет свою мужскую роль жене, отстраняется от воспитания и оказывается в роли второго ребенка, либо обязанности строго разделяются и ему отводится только функция наказания. Иногда в такой семье наличие двух детей приводит к тому, что каждый из родителей имеет «своего» ребенка, и семья распадается на два нейтральных или враждебных лагеря. При эмоционально сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем — отца девочки часто обнаруживают маскулинное поведение.

Мальчики, воспитанные в таких условиях, впоследствии склонны к фемининному поведению. Нередко родители, желавшие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку как мальчика (или наоборот — мальчика как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственый его полу, стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию.

Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему «сверхмужские» требования, постоянное несоответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, неуверенности, пассивности, зависимости. В клинике детских неврозов нередко встречаются пациенты, стержень невротических нарушений у которых тесно связан с нарушенным формированием половой роли. Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





В возрасте 2,5 лет, когда ребенок узнает себя, в его речи появляются странные обороты, как если бы произошло удвоение его «я». В это время о себе самом он говорит в третьем лице. В возрасте около 3 лет он начинает использовать местоимение «я», причем без всяких сомнений и грамматически правильно [Валлон А., 1967]. Аналогичные этапы формирования…

Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа. Естественное, спокойное отношение к…

Негативизм, и упрямство — это защита от влияния взрослых и способы самоутверждения. Если они встречают резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают реакции неудовлетворенности и протеста, выражающиеся в строптивости. Последняя при усилении давления на ребенка может перейти в открытый бунт, который часто требует специального педагогического или медико-педагогического вмешательства. В противном случае…

Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела. Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими…

Под влиянием ряда социальных воздействий к 3, максимум — к 5 — 6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны [Зайдель К., Шевчик Г., 1977]. Основные социальные воздействия в дошкольном детстве так или иначе исходят от родителей. Роль родителей в жизни ребенка очень многопланова и…