21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников (Негативизм, и упрямство)

Негативизм, и упрямство — это защита от влияния взрослых и способы самоутверждения. Если они встречают резкое сопротивление взрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникают реакции неудовлетворенности и протеста, выражающиеся в строптивости.

Последняя при усилении давления на ребенка может перейти в открытый бунт, который часто требует специального педагогического или медико-педагогического вмешательства. В противном случае либо «победа» ребенка приведет к его деспотической власти над родителями (т. е. к своеобразной, «наизнанку» зависимости от них), либо «Пиррова победа» родителей сломит вместе с нежелательными реакциями и самое стремление к самостоятельности и самоутверждению (ребенок, а затем и взрослый, будет пассивен и зависим), либо в длительной «войне» сформируется конфликт, невротизирующий обе стороны. Этот так называемый «кризис 3-летних» происходит практически одновременно и в теснейшей связи с первичной половой идентификацией.

Формирующееся «я» — не только вообще «я», но всегда «я» мальчика или девочки. Между ребенком и родителями устанавливаются отношения, зависящие от пола ребенка и его положения в семье. Малыш воспринимает роли, которые играют отец и мать, имитирует их и отождествляет себя с одним из родителей.

Ребенок сам хочет играть ту роль, которая для него наиболее привлекательна, роль родителя своего пола. Не либидинозная фиксация на родителе другого пола или враждебность и конкуренция к родителю своего пола, положенная Фрейдом в основу Эдипова комплекса, а привязанность к родителю своего пола и подражание ему, детское воспроизведение отношений родителей определяют особенности периода половой идентификации.

К аналогичному выводу пришел А. И. Захаров (1977), изучая семейные отношения детей, больных неврозами. В идущих рука об руку «кризисе 3-летних» и первичной половой идентификации закладываются не только черты личности вообще, но и основы мужественности и женственности, чрезвычайно сильно влияющие на весь дальнейший ход формирования личности мужчины и женщины.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…

Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы….

В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое [Корчак Я., 1968; Сухомлинский В. А., 1972; Макаренко А. С, 1977]. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. И., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру…

Наказания за сексуальные проявления недопустимы, ибо они способствуют и закладывают отношение к сексуальности как явлению постыдному и наказуемому, что может сказываться во всей последующей жизни. Родителям следует знать и о необходимости уменьшить стимулирующие сексуальность влияния, провести, например, при наличии показаний дегельминтизацию и лечение запоров, а у детей-аллергиков и противоаллергическое лечение. В случаях, когда сексуальные проявления…

Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей…