21 апреля 2009

Половое воспитание дошкольников

Главные движущие силы психического развития дошкольника — стремление узнавать новое и стремление к общению. Они проявляются в типичных формах поведения: ориентации, познавании и подражании, взаимоотношениях с окружающими, игре. Ребенок сравнивает вещи, трогая их, занимаясь с ними. Имитируя события, он постигает их. Уже с младенчества ребенок начинает понимать простые желания взрослых, улавливает их настроение по интонации и мимике. Ему знакомы радость, любовь, гнев, страх, удивление, отвращение, любопытство.

Появляются зачатки и более сложных чувств: ревности, дружбы, сострадания, стыда. Эти, пока еще неустойчивые и поверхностные, но яркие и сильные переживания почти полностью определяют поведение, в котором уже к 2 годам достаточно проявляется индивидуальность ребенка [Мейли Р., 1975]. Слова и поведение взрослых сдерживают или поощряют его реакции, направляя переход сенсомоторных реакций через пробы и ошибки к представлениям, возникающим из наблюдений, и затем к оперированию словами и мыслями, знаками и символами (рисование, чтение и письмо, счет).

Активный словарь ребенка увеличивается с 200 — 300 слов в 2 года до 1200 — 1500 — в 3 года. Стремление установить контакт с людьми и ориентироваться в окружающем выражается теперь и в словесном общении, в вопросах и ответах. В среднем к 3 годам происходит решающее событие в жизни человека — постижение своего «я».

Начавшаяся в младенческом возрасте дифференциация и координация интеро- и проприоцептивных ощущений, с одной стороны, и экстероцептивных, с другой, приводит к разграничению себя и среды. Ребенок осваивает образ своего тела, привыкает к своему образу в зеркале, сравнивает себя с другими.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы,…

Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы….

В игре ребенок освобождается от чувства одиночества, формирует чувства товарищества и дружбы, познает новое [Корчак Я., 1968; Сухомлинский В. А., 1972; Макаренко А. С, 1977]. Игра представляет собой ведущую деятельность ребенка [Леонтьев А. И., 1975], в ней он обретает веру в свои силы, самоуважение, формирует личностную позицию по отношению к фрустрации, отношение к окружающему миру…

Наказания за сексуальные проявления недопустимы, ибо они способствуют и закладывают отношение к сексуальности как явлению постыдному и наказуемому, что может сказываться во всей последующей жизни. Родителям следует знать и о необходимости уменьшить стимулирующие сексуальность влияния, провести, например, при наличии показаний дегельминтизацию и лечение запоров, а у детей-аллергиков и противоаллергическое лечение. В случаях, когда сексуальные проявления…

Одна треть родителей считает свои знания для проведения полового воспитания недостаточными, другая треть предполагает, что начинать его следует после 10 лет. Крайние мнения о вредности и ненужности его высказала четвертая часть родителей. Этому вполне соответствовали реальные усилия по половому воспитанию. Треть родителей сообщила, что проводит его. В третьей части семей в ответ на вопросы детей…