21 апреля 2009

Санитарное просвещение

Советники ВОЗ [Санитарное просвещение] подчеркивают, что медицинский персонал должен бороться за сексуальное здоровье возможно более широких слоев населения. Здоровье понимается как комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих его личность. Однако на пути санитарного просвещения возникает целый ряд препятствий в виде сексуальных запретов и мифов, атмосферы виновности и тайны, представлений о греховности секса без деторождения и др.

Задача санитарного просвещения и врача как проводника его — помочь распространению научно обоснованных сведений по вопросам здоровой сексуальной жизни и профилактики ее нарушений. Особенно много может и должен сделать педиатр, работа которого по половому воспитанию включает санитарное просвещение в семье, детских коллективах и учебных заведениях [Нешков Н. С, 1969].

По поводу невнимания к этой задаче известный ученый Г. Н. Сперанский в 1965 г. писал, что о половом воспитании надо говорить во весь голос, а не отделываться молчанием или невнятной скороговоркой. Он подчеркивал, что от умалчивания страдают те, кого мы любим больше всего — наши дети, наша молодость. Уместно напомнить о роли психоневролога, который больше некоторых других специалистов учитывает связь сексуальных дисфункций взрослых с переживаниями детства, биологическими и психологическими закономерностями развития, семейной атмосферой, конфликтами родителей и т. д. Ему же приходится корригировать ранние проявления сексуальности и отклонения в сексуальном поведении.

Между тем в медицинских институтах и на медицинских факультетах университетов, а также в институтах усовершенствования врачей еще очень мало внимания и места уделяется психогигиене пола. Включение в программы медицинского образования соответствующих разделов улучшит подготовку врачей и их квалифицированное, более эффективное участие в половом воспитании. Значение языка, терминологии как средств сексуального воспитания требует особого внимания. Житейский словарь, относящийся к сексуальной жизни, как правило, беден. В речи взрослых слово «любить» иногда выступает как синоним половой близости.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим Н. Grassel рекомендует, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний. Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций. Чистота убеждений и установок…

Половое воспитание — это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из…

Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А. С. Макаренко. Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности…

Общие принципы полового воспитания

Схема формирования пола у человека (по Васильченко Г. С, 1977): 1 — физикальные детерминанты половой принадлежности,  2 — промежуточная (первая конвенциональная) детерминанта, 3 — соииально-психологические детерминанты. Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические…

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений. Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Уже на ранних этапах (с 4-го по…