21 апреля 2009

Общие принципы полового воспитания

Схема формирования пола у человека (по Васильченко Г. С, 1977): 1 — физикальные детерминанты половой принадлежности,  2 Схема формирования пола у человека— промежуточная (первая конвенциональная) детерминанта, 3 — соииально-психологические детерминанты.

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания.

Оно должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем — роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями. Для осуществления этих задач необходимо формирование у самих воспитателей и родителей правильного отношения к вопросам пола.

Основой этого должны быть психолого-педагогические, психологические и морально-этические принципы, а также знание возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и молодежи, правил личной гигиены, организации рационального питания и режима учебы, труда и отдыха.

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Хорошо поставленная работа по их разъяснению призвана предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения, помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить и оптимизировать связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

Важную психогигиеническую задачу составляет и предупреждение соматических и нервно-психических расстройств, которые могли бы явиться следствием изъянов полового воспитания.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Доверие — обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Воспитатель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим сходные трудности. Наихудшим отношением воспитателя следует считать постоянные…

Как и при приобщении к другим знаниям следует воспользоваться эффектом «первого впечатления». В связи с этим Н. Grassel рекомендует, не ожидая вопросов, первым просветить ребенка и создать тем самым правильную установку, иммунизировать его от отрицательных влияний. Однако прямое следование этой рекомендации допустимо главным образом в отношении предстоящих менструаций и объяснения поллюций. Чистота убеждений и установок…

Половое воспитание — это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из…

Вместе с тем, ознакомление детей только с одними фактами, касающимися сексуальных проявлений, представляет собой то искажение полового воспитания, которое справедливо осудил А. С. Макаренко. Такое ознакомление уместно и целесообразно лишь в системе приобщения их к нравственным нормам, которые в дальнейшем станут руководством в их жизни. Так как абстрактное знание норм морали еще не гарантирует нравственности…

Излишняя сосредоточенность детей на вопросах пола, особенно мысли о своей неполноценности, испорченности, чувство вины из-за невозможности быть другим (как правило, отражающие незнание особенностей развития своего пола), нередко становятся содержанием конфликтов, лежащих в основе невротических и психосоматических нарушений. Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный характер психосексуального развития. Уже на ранних этапах (с 4-го по…