21 апреля 2009

Программы полового воспитания-просвещения (Феминизация школы)

Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) обращают внимание на феминизацию школы, на почти исключительно женский состав преподавателей и связанную с этим некоторую односторонность влияния на психосексуальное развитие мальчиков и девочек. Все это подчеркивает необходимость анализа воспитателем своей объективной позиции по отношению к детям. Психологический опыт, эрудиция и такт должны уберечь педагога и родителей от прямой проекции своего личного опыта на конкретные ситуации, в которых находится ребенок. И. Харди (1972) показано, что женщины с неразрешенными сексуальными проблемами либо обладают наивно-инфантильным переживанием сексуальности, либо рассматривают отношения мужчин и женщин как поле битвы, на котором они непременно должны победить, либо сексуальность в их представлении служит единственной цели — беременеть, рожать и воспитывать детей.

Г. С. Васильченко (1977) выделяет и ряд типов мужской сексуальности, которые влияют на нравственные позиции мужчин в вопросах пола. И родителям, и педагогам следует оценить свою собственную сексуальную позицию, сопоставить ее с задачами и рекомендуемыми методами полового воспитания, а также с возрастно-половыми особенностями воспитуемых. Это избавит взрослых от ряда трудностей, предохранит от многих ошибок и поможет найти наиболее эффективные пути работы по половому воспитанию. Успеху этой работы не способствуют ни недостаточное внимание к сексуальности, ни односторонне преувеличенное восприятие ее.

На этапе половой гомогенизации мальчиков отличает агрессивность, которая часто вызывает острое недовольство взрослых, их карающие личные и коллективные санкции и т. д. Результатом может быть либо утрата взрослыми контакта с мальчиками, либо феминизация поведения мальчиков, отрицательно сказывающаяся на дальнейшем ролевом, не только психосексуальном, но и социальном оформлении личности как мальчиков, так и «обижаемых» ими девочек. Целесообразно помочь ребенку понять истинный мотив его поступка, показать ему более желательный и вместе с тем мужественный способ отношения к жизни и проявления внимания к девочке.

Осуждая и наказывая спонтанное поведение мальчика, учитель рискует выработать отрицательную установку к положительным мотивам этого поведения. Не менее, а возможно, и более важно обеспечить на этом этапе социально приемлемое в поощряемое проявление естественных тенденций ребенка.

В школе этому может помочь работа на уроках труда, кружковая работа и внеклассные занятия, в ходе которых мальчики и девочки выполняют либо дела, адресованные другому полу, либо разные части общего дела.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев





Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…