Младшие школьники и их половое воспитание

Безусловно, школьника следует ограждать от откровенно телесного, натуралистического аспекта сексуальности. Но, если он все же сталкивается с подобной картиной, следует не закрывать ребенку глаза, а обратить его внимание на нравственную сторону происходящего, на человеческую красоту отношений и оскорбительность для человека их принижения. Наилучшим образом этой цели служат слова, не обращенные непосредственно к ребенку, но воспринимаемые…

Следует попытаться показать ребенку красоту, благородство, великодушие в человеке, их проявление в поступках и поведении, их телесные выражения — позу, жестикуляцию, выражение глаз, мимику, другие проявления. Надо помочь ребенку правильно распознавать человеческие качества и отзываться на них, сопереживать. Если дружба со сверстниками своего пола в этом возрасте встречает мало препятствий, то попытки дружбы мальчика и…

Дружба является школой самостоятельности. Воспитатели часто забывают о том, что их возможности моделировать для детей жизненные ситуации очень ограничены, а попытки оградить детей от жизни с ее противоречиями и разнообразием — несостоятельны. Остается единственная (и оптимальная!) возможность: вместо короткого поводка — постоянное упражнение в самостоятельном разрешении все более широкого круга и все более сложных ситуаций…

Одна наша 10-летняя пациентка, будучи на приеме после своего дня рождения, пренебрежительно заявила о мальчике, пришедшем к ней с цветами: «Зачем мне это сено?» Ее мать считает, что «настоящий мужчина» дарит женщине дорогие и дефицитные вещи, а цветы — подарок «рохли и размазни». Эти и другие подобные установки — то невежественные, то примитивные, то аморальные…

Верность и защита — не только почетные, но и нелегкие обязанности человека, именно поэтому их выполнение и понимается как высокий гражданский и человеческий долг. В нашем обществе младший школьник должен быть приведен взрослыми к четкому и действенному пониманию того, что извлечение односторонней выгоды из отношений между полами, отношений с обществом, как и пренебрежение к ним,…

В последнее время все чаще приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в современном обществе и семье. М. Rutter (1974) приводит данные,…

Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи, относящиеся к младшему школьному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения от сверстников и старших детей и каждый 6 — 7-й воспринимали их эмоционально. Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек…

Заслуживают внимания основные словесные формы полученных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43% девочек и соответственно в обывательских выражениях — 52% и 42%, в циничных и бранных выражениях — 26 и 2%, в «детских» выражениях — 3% и 5%. Двое юношей и три девушки сообщили о начале половой жизни до 12…

Пол учеников не влияет на их статус в классе. Социометрические исследования показали, что процент взаимных выборов мальчиков и девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Устойчивость предпочтений, в том числе и выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны…

Из вышесказанного очевидно, что учет возрастно-полового, а не одного только возрастного фактора должен способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Усвоение половой роли, как отмечают многие исследователи, облегчает усвоение школьной программы. Врачу следует помнить, что половое воспитание в этом возрасте особенно важно ввиду приближающегося пубертатного периода, когда вопросы пола выявятся отчетливее. Психосексуальные характеристики младшего школьника находятся на…

Тот факт, что часть детей оказывается объектом тайного уродливого «воспитания» в вопросах пола и что практически каждый ребенок рискует им стать, делает разумное половое просвещение в младших классах несомненно целесообразным. Не так давно вопрос о половом воспитании и просвещении у нас в системе среднего образования вообще не стоял. И сейчас существует ряд возражений, на которые…

Существует немало программ полового воспитания-просвещения. Н. Grassel (1967) применительно к условиям ГДР считает, что дети в младшем школьном возрасте должны узнать о мужской семенной клетке, женской яйцеклетке, оплодотворении, беременности, матке, плаценте, пупочном канатике, питании плода, развитии в животе матери и движениях плода, процессе родов, схватках, малоболезненности родов, последе, выкидыше, питании новорожденного, кормлении малыша и уходе…