22 апреля 2009

Половое воспитание в неполных семьях

В неполных семьях существует реальная опасность смещения эмоционального аспекта сексуальности. Яростное сопротивление подростка новому браку отца или матери выражает и усиливает его одностороннюю ориентацию, эгоистические интересы безраздельного и безоговорочного властвования в сыновней и (или) дочерней любви либо приводит к преждевременному и травмирующему надрыву отношений.

Полный отказ от себя во имя ребенка, которым нередко так горды одинокие матери (в наших наблюдениях — и некоторые одинокие отцы), и требование от детей аналогичного отказа от расположения к другим лицам являются теми формами порабощения ребенка, последствия которых и реакции на которые могут быть очень различными, в том числе — и нередко — возможность непрочности будущих браков таких детей. Подобные проблемы не являются обязательным и непременным спутником неполных семей, но вероятность их в таких условиях повышена и требует особого внимания педагогов, воспитателей и самих родителей.

Воспитание в учебных заведениях призвано продолжать половое воспитание в семье и выполнять ряд специальных задач. Среди них — задача систематического полового просвещения подростков. «К сожалению, педагогический процесс не соответствует своевременности получения информации в школьном курсе, — пишет.

Н. Куинджи (1978), — программа… должна быть составлена не по принципу того, что можно сказать школьнику, как это сделано сейчас, а по принципу того, что нужно знать человеку о физиологии половой функции». Заслуживает внимания опыт литовских коллег [Лауцявичене Н., Гершене Я., 1977] в 8 классах введен курс личной гигиены, разработанный сектором школьной медицины и гигиены Научно-исследовательского института педагогики Литвы.

Программа рассчитана на 35 ч: введение — 1 урок, общие сведения о личной гигиене и гигиене среды — 12, привычки и здоровье — 7, гигиена пола — 12 и профилактика травматизма — 3 урока. В программе уделено место профилактике венерических заболеваний и противоалкогольной пропаганде. Первый год проведения этой программы дал положительные результаты.

В Москве Домом санитарного просвещения и Главным управлением здравоохранения Мосгорисполкома разработан курс гигиены и полового воспитания для школ и в 1978 — 1979 учебном году начато его освоение. В Польской Народной Республике с 1973 г. в двух последних классах школы введен специальный предмет «Приспособление к жизни в социалистической семье».

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Психику подростка характеризуют повышение чувствительности и возбудимости, неуравновешенность, раздражительность, причудливые сочетания стеснительности, стыдливости и заносчивости, развязности, стремление к независимости, освобождению от влияния авторитетов, переход к самостоятельности взрослого, индивидуализация психики и, вместе с тем, недостаточность ее индивидуального характера, высокое влияние ближайшего окружения («психика себе подобных» по Дерябину В. С, 1974). Эти особенности отражаются во многих формах…

Не менее, а часто и более драматические проблемы возникают в связи с пробуждающимся у подростка половым чувством. Ни с чем не связано столько, к сожалению, до сих пор окончательно не изжитых даже среди врачей заблуждений, предрассудков и страхов, сколько с подростковой мастурбацией. Ее считают причиной импотенции, неврастении, далее слабоумия, шизофрении и т. д. При этом…

Родители могут быть недостаточно готовы к тому, что для детей семейные границы станут скоро узкими, и болезненно реагируют на предвестники и признаки взросления детей, неотвратимость которого все более очевидна. Развивается своеобразная ревность, когда, боясь отрыва детей от себя, родители стараются всячески привязать мальчика или девочку к себе, сохранить «права собственности» на ребенка. Чем больше эти…

Понимание подростками нравственных норм и категорий не всегда носит достаточно глубокий характер. Если одни руководствуются в поведении хорошо осознанными положительными нравственными нормами, то другие обладают более низким уровнем нравственных понятий и поведения, либо формальным и не реализуемым в жизни знанием моральных норм, а третьи еще не устанавливают связи между известными им нравственными требованиями и собственным…

Формирующееся половое чувство связывается с гениталиями значительно раньше, чем возникает истинная потребность и возможность прямого полового контакта. Оказавшись перед реальным фактом возникшего полового напряжения и побуждаемый рядом внешних влияний (случайные внешние раздражители, поллюции в просоночном состоянии, длительные соматические заболевания, а чаще — дурная информация или наглядный пример) подросток открывает для себя мастурбацию как способ разрядки…