22 апреля 2009

Качества взрослых в понятии подростка

Подросток хочет видеть во взрослом не подавляющий и недосягаемый образец, не проповедующего одно и делающего другое ханжу, а человека со своими достоинствами и недостатками, убеждающего всем своим прошлым и настоящим опытом, что единственный путь настоящего человека — самосовершенствование.

Другая разновидность упущений, питающаяся отрывочными сведениями о «новых веяниях» в воспитании — снятие всякого контроля родителей и воспитателей, моральная и этическая вседозволенность при предоставлении «полезных» знаний, которым и ограничивается работа с подростком. Наконец, третья весьма распространенная ошибочная тенденция взрослых — стремление обеспечить подростку бесконфликтное существование, избавить его от столкновений с жизнью. Результатом является отсутствие нравственной устойчивости, когда первое же соприкосновение с жизнью вызывает отчаяние, пессимизм, неверие в себя и людей.

Необходимо помнить, что подросток требует не столько самостоятельности — она его часто даже пугает, сколько признания права на самостоятельность. Уважение к его личности, к трудностям и потребностям, серьезный и доверительный обмен мнениями, попытки опровергнуть (а не отвергнуть) неверные представления, предложить и мотивировать (а не насаждать принудительно) линию поведения, вызвать стремление разрешать и преодолевать конфликты и трудности, через разумный и тактичный контроль воспитателя и коллектива выработать чувство личной и гражданской ответственности за себя и других — это тот путь, который обеспечивает человеческие права подростка и обогащает его личность.

Означает ли это недопустимость принуждения? Оно может и должно быть применено, если необходимость его не есть проявление слабости воспитателя и если оно исходит от уважаемых подростком личности или коллектива. Мы не можем не возразить против довольно распространенной утрированной оценки личного примера воспитателя, когда к его жизни и поведению предъявляются требования, в рамках его биографии невыполнимые. Личный пример воспитателя — это его отношение к жизни и себе, адекватные требованиям общества. В работе с подростками в этом плане важен и учет пола и психосексуальных установок воспитателей.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Доминирование потребности в самораскрытии, идеализации друга при принципиальной невозможности абсолютной конгруэнтности двух людей приводят к тому, что каждый седьмой мальчик и каждая четвертая девочка страдают от «непонимания со стороны друзей» [Кон И. С, 1973]. В дружбе мальчиков с мальчиками и девочек с девочками происходит как бы примерка ролевых стандартов, взаимный обмен опытом мужского и женского…

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны. Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение…

При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

В силу сказанного в первых психотерапевтических беседах необходимо снизить у подростка уровень психического напряжения. Этому способствует разъяснение подростку сложившейся ситуации как временного этапа в его развитии, который можно пройти, если подчинить себе побуждения тела. При этом мы избегаем прямых требований устранения провоцирующих онанизм ситуаций, прекращения эксцессов, обещаний себе и общегигиенических советов, так как неоднократно убеждались…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….