22 апреля 2009

Душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные, растлевающие сведения.

В художественной и специальной литературе достаточно примеров того, что снабженный такими сведениями подросток может рассматривать взрослых вообще, родителей и педагогов в частности как конкретных носителей всего того стыдного и грязного, что ему известно об отношениях полов.

В то же время действительное отношение многих взрослых к сексуальности представляет собой смесь ханжества и неосведомленности в вопросах пола (напомним, что по данным К. Имелинского, лишь 20% взрослых мужчин — реальных и потенциальных отцов и воспитателей! — считали поллюции нормальным явлением).

При этом обычно взрослый не только уверен в своем праве на сексуальность и в ее непредосудительности, но и осуждает любые проявления сексуальности у других, особенно у молодежи. Такое различие позиций воспитателя и воспитуемого является одной из причин того, что начинающееся только в подростковом возрасте половое воспитание является, строго говоря, лишь попыткой перевоспитания, успешность которого значительно затруднена, прямое же, непосредственное формирование полового поведения теперь уже оказывается невозможным.

Признание этого факта не освобождает родителей и воспитателей от ответственности за нравственное и психосексуальное развитие подростка, находящегося на пороге зрелости, а лишь увеличивает эту ответственность.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:



Познавая себя, подросток приходит к формированию идеального образа своего «я» и стремится этому образу соответствовать. Тем самым он вступает в период самовоспитания, которое во все большей мере становится призмой, преломляющей внешние воспитательные влияния. Иногда самовоспитание принимает крайние формы: мальчик для воспитания смелости, например, прыгает с моста, рискуя жизнью, или затевает драку, девочка для преодоления стыдливости…

По данным нашего опроса молодежи отмечены: проявления эксгибиционизма у 1 % мальчиков и 1 % девочек, визионизма — у 5,5% мальчиков и 0,3% девочек, опыт половой жизни в подростковом возрасте — у 14,5% мальчиков и 0,66% девочек. Возможны и другие формы удовлетворения влечения, например, орально-генитальный контакт [Свядощ А. М., 1971]. Неустойчивость сексуального поведения подростков способствует…

Внутренняя готовность родителей к обсуждению вопросов пола предполагает достаточно правильное отношение к собственной сексуальности. В этом случае оно обеспечивает подростку обстановку доверия и побуждения к беседе. Такие беседы носят интимный характер. Чаще это беседы отца с сыном и матери с дочерью, диалог матери с сыном и отца с дочерью носит менее интимный, более эмоционально напряженный…

Поколение родителей, испытывая известную тоску по детству, так или иначе идеализируя собственный жизненный опыт или принимая его за точку отсчета, не всегда оказывается в состоянии понять подростка и найти с ним общий язык в решении нравственных проблем. От взрослых зависит — достигнет ли диалог отцов и детей степени реального конфликта. Различия поколений, особенно ощутимые при…

Различия данных о сексуальном поведении подростков в разных странах

Сексуальная активность подростков (Schofield, 1968): 1 — поцелуи, 2 — свидания, 3 — ласки груди через платье, 4 — глубокий поцелуй, 5 — ласки груди под платьем, 6 — активная генитальная стимуляция, 7 — пассивная генитальная стимуляция, 8 — половой контакт. Данные о сексуальном поведении подростков различны в разных странах и соответствуют различиям господствующих моральных…