Душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира
Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные, растлевающие сведения.
В художественной и специальной литературе достаточно примеров того, что снабженный такими сведениями подросток может рассматривать взрослых вообще, родителей и педагогов в частности как конкретных носителей всего того стыдного и грязного, что ему известно об отношениях полов.
В то же время действительное отношение многих взрослых к сексуальности представляет собой смесь ханжества и неосведомленности в вопросах пола (напомним, что по данным К. Имелинского, лишь 20% взрослых мужчин — реальных и потенциальных отцов и воспитателей! — считали поллюции нормальным явлением).
При этом обычно взрослый не только уверен в своем праве на сексуальность и в ее непредосудительности, но и осуждает любые проявления сексуальности у других, особенно у молодежи. Такое различие позиций воспитателя и воспитуемого является одной из причин того, что начинающееся только в подростковом возрасте половое воспитание является, строго говоря, лишь попыткой перевоспитания, успешность которого значительно затруднена, прямое же, непосредственное формирование полового поведения теперь уже оказывается невозможным.
Признание этого факта не освобождает родителей и воспитателей от ответственности за нравственное и психосексуальное развитие подростка, находящегося на пороге зрелости, а лишь увеличивает эту ответственность.
«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев
Подросток, многие привязанности которого осознанно или неосознанно связаны с формирующейся сексуальностью, не только ищет общения, но и ориентируется на группу при выработке эталона общения между полами. При отсутствии должного воспитания он находит в группе основной или единственный источник информации и образцов ролевого поведения, которые далеко не всегда являются желательными. В таких группах, не объединенных позитивной…
Г. Бельская (1977) приводит результаты опроса девятиклассниц, которым было, в частности, предложено распределить по степени важности мужские и женские качества. Опрошенные девушки воспитанность в мужчине поставили на 12-е — 13-е места, мужественность — на 10 — 11-е места. Среди мужских качеств на первые два места было выдвинуто уважение к женщине, но уважение к мужчине среди…
В нравственно-половом воспитании большую роль играет искусство. О. Larkin (1969) пишет о том, что если бы соблюдались истинно педагогические принципы художественного воспитания, то подлинно образованные мужчина и женщина были бы совершенно отличны от теперешней «продукции» американских школ. Хотя художественное воспитание — не средство для лечения пороков «общества потребления», значение художественного воспитания для формирования личности подчеркнуто…
Психическое развитие 11-летних детей, матери которых курили после 4-го месяца беременности (влияние других факторов исключено):1 — общие способности, 2 — чтение, 3 — математика. По вертикали — отклонение в мес от среднестатистической нормы (0). По горизонтали — число выкуриваемых матерью в сутки сигарет. Существует определенная связь между алкоголизацией матери и отца не только с психическим…
Медико-педагогические рекомендации по половому воспитанию подростков должны исходить, по крайней мере, из двух обстоятельств: особенности и результаты полового воспитания на предшествующих этапах развития на сегодняшний день оставляют желать лучшего; минимальный возраст вступления в брак согласно данным ВОЗ о семье и браке установлен в 18, а в ряде республик — в 16 лет. Можно сказать, что…
Взрослый аллерголог
www.fdoctor.ru