22 апреля 2009

Трудности в лечебно-коррекционной работе

Лечебно-коррекционная работа при этом связана со значительными трудностями уже потому, что, как отмечает Н. В. Иванов (1966), удовлетворение возникающего желания у мастурбанта становится тщательно скрываемой самоцелью, а волевые задержки недостаточны.

Сразу отметим, что методика работы, при которой, выслушав при подростке жалобы родителей, врач тут же назначает медикаментозное лечение, подобно «каплям от насморка», рассчитанное на прекращение онанизма, является не лечебной, а скорее патогенной методикой, ибо подтверждает мнимую во многих случаях патологичность онанизма. При этом и самим фактом назначения медикаментозного лечения, и неэффективностью этого лечения усиливаются психологическое напряжение и изоляция подростка.

Уделяя особое внимание работе с семьей [Каган В. Е., 1978], психотерапевтическую работу с подростком следует проводить без родителей. Прежде всего необходимо преодолеть сопротивление, сложившееся в «войне» с родителями и самим собой и спаянное с чувством постыдности. Желательно, чтобы врач и пациент были одного пола. Общий тон беседы должен быть таким, чтобы подросток мог почувствовать, что врач говорит с ним о тех естественных трудностях развития, которые в свое время переживали многие теперь взрослые люди.

Подростка беспокоит на столько сам по себе онанизм, сколько связанный с ним душевный конфликт. Тяжелая борьба с самим собой при возникновении побуждения и угрызения совести после удовлетворения его, опасения, неприязнь к самому себе после онанистического акта способствуют тому, что он, во-первых, не приносит достаточной разрядки напряжения и, во-вторых, по своему характеру все больше приближается к навязчивостям — чем больше психическое напряжение, тем больше потребность в его разрядке и меньше эффект разрядки. Так замыкается порочный круг внутриличностного, поглощающего подростка конфликта, который приводит к учащению мастурбации.

Высокая половая возбудимость подростка, не сумевшего обрести приемлемых способов предупреждения и своевременной нейтрализации эротических побуждений, затрудняет прогнозирование ситуаций, которые могут провоцировать мастурбацию: ими могут быть случайные сексуальные раздражения, подражание, разговоры и поведение окружающих, даже иной раз телепередачи, книги, кино, музыка, суррогат полового возбуждения и эрекции при тряске в транспорте, тесный телесный контакт в толчее и многое другое.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Часто преувеличенное мнение многих взрослых о развращенности подростков, обязанное то ханжеству и связанному с ним страху за собственных детей («неиспорченных» в отличие от прочих сверстников), то возрастным барьерам взаимопонимания, то потрясающим родителей слухам о ранних беременностях или половых преступлениях, может существенно препятствовать правильному течению процесса формирования адекватного отношения молодежи к лицам противоположного пола. Неуважение, оскорбительные…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…

В изолированном подходе к вопросам пола, не включенном в систему нравственного коммунистического воспитания, как подчеркивал А. С. Макаренко, заложены наиболее вредные пути полового воспитания. Но замалчивание проблем пола является разновидностью ханжества и лжи и по существу подрывает саму идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь аскетизма. Воспитуемый — не бесполое существо, не просто школьник или подросток,…

К нам на прием эндокринологом, не нашедшим эндокринных нарушений, была направлена девочка 13 лет с синдромом нервной анорексии. Масса ее тела отставала от возрастной нормы на 14 — 15 кг при нормальном росте, а начавшиеся в 11 лет менструации отсутствовали уже больше года. Она росла в небольшом городке, в спокойной и дружной семье, мечтала поступить…