22 апреля 2009

Отклонения в физическом и половом созревании (Частный случай)

К нам на прием эндокринологом, не нашедшим эндокринных нарушений, была направлена девочка 13 лет с синдромом нервной анорексии. Масса ее тела отставала от возрастной нормы на 14 — 15 кг при нормальном росте, а начавшиеся в 11 лет менструации отсутствовали уже больше года. Она росла в небольшом городке, в спокойной и дружной семье, мечтала поступить в вуз и жить в большом городе. Приход менструаций восприняла спокойно. Быстро формирующаяся грудь и меняющиеся формы тела не остались без внимания матери, полностью посвятившей жизнь семье и дому, к девочке начали проявлять внимание и дружественное расположение те уже оформившиеся сверстницы, которые, как она считала, жили «растительной жизнью».

Такое сходство и связавшиеся с ним перспективы испугали ее, появилось стремление «не быть похожей на них» (на мать и сверстниц), разрешившееся в почти полном отказе от еды. Противодействие матери лишь усиливало эту линию поведения. Прекращение менструаций было воспринято девочкой как катастрофа — «не буду женщиной, не смогу иметь детей», но не связалось с голоданием.

Ее знания анатомии и физиологии пола и организма были весьма фрагментарны, а представления о роли женщины в семье и обществе — неустойчиво контрастны, что и определило содержание серии психотерапевтических бесед с ней. В связи с необходимостью отъезда домой для уменьшения невротического напряжения были назначены небольшие дозы элениума. В течение 7 мес восстановилась масса тела, через 5 мес после этого возобновились и стали регулярными менструации.

При наблюдении через 4 года: здорова, о случившемся вспоминает как о «наивном детстве». Конечно, это был не самый тяжелый случай нервной анорексии.

Свойственная некоторым подросткам неясность сексуальной идентификации может усиливаться условиями современной жизни и реакциями окружающих. Первое знакомство подростков 10 — 14 лет с обнаженным телом людей своего пола может вызвать смущение, и при сочетании с развивающейся эротичностью это может иногда способствовать более или менее выраженному гомосексуальному поведению.

Встречаясь с такими случаями, врач должен помнить, что гомосексуальное поведение может быть преходящим этапом нормального психосексуального развития и что «неосторожно наклеенный ярлык легко становится мощным патогенным фактором, стержнем, вокруг которого структурируется психосексуальное самосознание формирующейся личности». Насмешки и ирония или симпатизирующий интерес родителей и других взрослых к развивающемуся телу подростка могут мешать его адекватной сексуальной идентификации.

«Половое воспитание и психогигиена пола у детей», Д.Н.Исаев

Читайте далее:





При столкновении с пошлыми, циничными, натуралистически оголенными отношениями происходит крушение представлений о любви, переживаемое как катастрофа, психологически точные описания которой можно найти, например, у А. П. Чехова («Володя»), Ремарка («На западном фронте без перемен»). Столкновение романтической любви с развивающейся сексуальностью остро переживается подростком вне зависимости от того, умеют ли взрослые увидеть и понять эту драму….

Растущее душевное богатство и сложность нравственно-психологического мира подростков, углубление и усложнение взаимоотношений с окружающими предъявляют особые требования к половому воспитанию. Незначительность успехов в этой области обусловлена тем, что лишь с подростковым возрастом в течение длительного времени связывали начало полового воспитания, успеху которого отнюдь не способствовали ранее полученные ребенком фрагментарные, как правило, искаженные и нередко циничные,…

Пубертатный период связан с реорганизацией образа своего тела в ходе бурного рывка в физическом развитии. В основе реорганизации образа тела лежат процессы биологического роста, но способ ее протекания, скорость и направление роста, возникающие препятствия и пути их преодоления определяются в первую очередь социальными и психологическими влияниями. Речь идет, таким образом, об определенном уровне формирования самосознания….

Часто преувеличенное мнение многих взрослых о развращенности подростков, обязанное то ханжеству и связанному с ним страху за собственных детей («неиспорченных» в отличие от прочих сверстников), то возрастным барьерам взаимопонимания, то потрясающим родителей слухам о ранних беременностях или половых преступлениях, может существенно препятствовать правильному течению процесса формирования адекватного отношения молодежи к лицам противоположного пола. Неуважение, оскорбительные…

Любые отклонения в физическом и половом созревании вызывают у подростков тревогу — не будучи осведомленными в физиологии пола, «тайне, окружающей человеческое тело», подросток сравнивает себя с другими и приходит к выводу: «Я не такой, как все». То, что кажется нормальной эволюцией врачу, нередко пугает подростка. Ему порой представляется, что он развивается неверно, он не знает…