12 марта 2009

Эффективность занятий ЛФК

Разработанная нами методика ЛФК при бронхиальной астме у детей оказалась эффективнее общепринятой. Она способствует улучшению бронхиальной проходимости в покое, снижению после нагрузочной лабильности, повышению толерантности к физическим нагрузкам и физической работоспособности, улучшению физической подготовленности, уменьшению частоты острых респираторных заболеваний и приступов бронхиальной астмы, их тяжести и продолжительности.

Для определения эффективности занятий ЛФК 55 детей, больных бронхиальной астмой, были разделены на контрольную группу (15 человек), которая занималась по общепринятой методике, и основную (40 детей), занимающуюся круглогодично на открытом воздухе. В свою очередь этих 40 детей разделили по возрасту на группы А и Б.

В конце курса занятий ЛФК обнаружено достоверное улучшение практически всех показателей в основной группе по сравнению с контрольной.

У детей основной группы после курса ЛФК достоверно улучшилась бронхиальная проходимость в покое.

Физическая работоспособность у детей основной группы увеличилась до уровня здоровых, в контрольной группе увеличение физической работоспособности было недостоверным.

Бронхиальная лабильность у детей основной группы в ответ на физические нагрузки значительно снизилась, причем достоверное улучшение проходимости крупных, средних и мелких бронхов отмечается по всем показателям, а в контрольной группе улучшилась только в крупных бронхах.

В восстановительном периоде пульс возвращался к исходному уровню у детей основной группы быстрее, чем в контрольной группе.

О снижении аллергизации организма, повышении его реактивности, меньшей восприимчивости к острым респираторным инфекциям и эффективности закаливающих мероприятий в основной группе по сравнению с контрольной говорит достоверное уменьшение заболеваемости.

Значительное улучшение показателей физической подготовленности в основной группе по сравнению с контрольной также свидетельствует о повышении общей выносливости, что позволило детям этой группы приступить к занятиям физкультурой по школьной программе, а части из них в дальнейшем заняться спортом.

Проведение занятий ЛФК на открытом воздухе в лесопарке, внесение элементов соревнования позволили повысить уровень мотивации, что в свою очередь улучшало эмоциональный тонус и оздоровляло нервно-психическую сферу занимавшихся детей.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:





Большинство авторов считают, что больных с бронхиальной астмой необходимо обучать правильному полному дыханию с участием всех отделов дыхательной системы (грудная клетка и ее мускулатура, диафрагма и мышцы брюшного пресса). У больных нарушен стереотип дыхания в связи с частыми приступами удушья, приводящими к ригидности грудной клетки из-за повышения тонуса дыхательной мускулатуры и диафрагмы и преобладанию верхнегрудного…

При бронхиальной астме, по данным Campbell (1968), Howell (1970), одышка при затруднении дыхания возникает не с легочных рецепторов, а вследствие нарушения саморегуляции дыхательных мышц. В соответствии с увеличением импульсации с рецепторов растяжения дыхательных мышц усиливается рефлекс на растяжение и увеличивается напряжение дыхательных мышц. Мышцы перерастягиваются, нарушается отношение между длиной и напряжением инспираторных мышц. Это приводит…

Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег…

ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…