12 марта 2009

Систематичность и регулярность выполнения упражнений

В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированная тренировка, под которой понимается целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма. При использовании физических упражнений в процессе тренировки необходимо соблюдать систематичность и регулярность применения упражнений и постепенность увеличения физической нагрузки и усложнения выполняемых упражнений.

Для выраженного лечебного эффекта следует применять физические упражнения длительно, при индивидуальном подходе к методике и дозировке упражнений в зависимости от особенностей заболевания, общего состояния организма и толерантности к физическим нагрузкам.

В лечебной физкультуре различают общую тренировку, применяемую с целью общего оздоровления, укрепления и развития организма, и специальную тренировку для устранения нарушений функций.

Общая тренировка имеет целью адаптацию организма к физическим нагрузкам. Для этого используются разнообразные общеукрепляющие упражнения. Специальная тренировка направлена на восстановление и развитие функций, которые нарушаются в процессе заболевания. Специальные физические упражнения непосредственно воздействуют на пораженную область, способствуют устранению функциональных расстройств [Мошков В. Н., 1977].

Разделение тренировки на общую и специальную условно, так как в ряде случаев общая тренировка может воздействовать на пораженные органы и системы, а специальная тренировка влияет на весь организм в связи с теорией моторно-висцеральных рефлексов М. Р. Могендовича (1975) и современными представлениями о функциональных системах П. К. Анохина (1973).

Применяемая нами методика ЛФК состоит из общеукрепляющих и специальных дыхательных упражнений. Большое место уделялось общему массажу и массажу рефлексогенных зон, а также закаливанию организма. Специальные дыхательные упражнения в свою очередь делятся на статические и динамические. Статические упражнения тренируют дыхание в ровном темпе с сознательным урежением. В динамических упражнениях правильное дыхание сочетается с различными движениями.

«Аллергические болезни у детей», проф. М.Я.Студеникин

Читайте далее:





Большинство авторов считают, что больных с бронхиальной астмой необходимо обучать правильному полному дыханию с участием всех отделов дыхательной системы (грудная клетка и ее мускулатура, диафрагма и мышцы брюшного пресса). У больных нарушен стереотип дыхания в связи с частыми приступами удушья, приводящими к ригидности грудной клетки из-за повышения тонуса дыхательной мускулатуры и диафрагмы и преобладанию верхнегрудного…

При бронхиальной астме, по данным Campbell (1968), Howell (1970), одышка при затруднении дыхания возникает не с легочных рецепторов, а вследствие нарушения саморегуляции дыхательных мышц. В соответствии с увеличением импульсации с рецепторов растяжения дыхательных мышц усиливается рефлекс на растяжение и увеличивается напряжение дыхательных мышц. Мышцы перерастягиваются, нарушается отношение между длиной и напряжением инспираторных мышц. Это приводит…

Общеукрепляющие упражнения обеспечивают общеразвивающее и укрепляющее воздействие и касаются мышц спины, шеи, мышц брюшного пресса и нижних конечностей. В процессе занятий преимущественное внимание уделялось циклическим упражнениям и подвижным играм с элементами бега, ходьбы, прыжками. Для развития общей выносливости использовали бег в медленном темпе, дозированную ходьбу в чередовании с бегом умеренной интенсивности и смешанное передвижение (бег…

ЛФК на открытом воздухе позволяла использовать природные факторы для закаливания организма, подвижные и спортивные игры и особенно дозированную ходьбу и бег для воспитания общей выносливости больных бронхиальной астмой. Благотворное влияние окружающей обстановки на психоэмоциональную сферу больных детей давало им возможность отвлечься от режима лечебного учреждения, почувствовать себя более свободно, снять психологическое напряжение от всяких двигательных…

Растирание полотенцем проводится следующим образом: ребенок стоит на кровати или на полу и упирается руками в грудь методиста. Методист, скатав в валик треть длины полотенца, сверху растирает им ребенка справа налево и наоборот, продвигаясь вниз и наоборот (15 с). При этом не следует прилагать особых усилий, чтобы не вызвать «ожога» Далее ребенок, поворачивается к методисту…