11 апреля 2011

Субъективное обследование (Психическое и физическое развитие ребенка)

Большое значение имеет психическое и физическое развитие ребенка: рост и масса новорожденного, возраст, в котором ребенок начал ходить и разговаривать, правильность формирования речи (наличие заикания и других нарушений), проявления нервозности («детские припадки», чрезмерная капризность, плаксивость, ночное недержание мочи, упрямство, разговоры во сне и т. д.); время началу учебы, успеваемость, общительность, характер в школьные годы, условия, в которых развивался ребенок; перенесенные инфекции, заболевания детского возраста и интоксикации (тиф, малярия, венерические заболевания, туберкулез, алкоголизм, курение, пищевые интоксикации и т. д.); травмы черепа, психические травмы.

Уточняют наличие в анамнезе у больных обменных заболеваний, время появления первых менструаций, цикличность их, число беременностей, абортов. Важное значение имеет клиникотрудовой анамнез: начало трудовой деятельности профессия и характер работы, соприкосновения с токсическими веществами, перемена условий труда в связи с болезнью, работа, выполняемая в последнее время, режим т руда.

Обращая внимание на условия трудовой деятельность и быта больного, необходимо уточнить хронологическую связь развития болезненных симптомов, последовательность развития, нарастания, исчезновения и смены одних симптомов другими в зависимости от факторов внешней среды (Н. К. Боголепов).

При необходимости расспрос больного дополняют сведениями, полученными от родственников, знакомых, а также и из лечебных учреждений, в которых больной находился па лечении. После расспроса приступают к объективному обследованию больного.


«Справочник по неврологической семиологии»,
Г.П. Губа

Читайте далее:





Исследование рефлексов имеет большое значение, так как они составляют основу первной деятельности. Согласно классификации, предложенной Шеррингтоном, различают следующие группы рефлексов: Экстероцептивные, вызываемые путем раздражения, наносимого извне (кожные, сухожильные, костные и рефлексы органов чувств). Интероцептивные, идущие из внутренних органов (висцеральные, вазомоторные и секреторные). Проприоцептивные, которые могут возникать под влиянием внешних и внутренних раздражений (автоматические реакции —…

Исследование поверхностной чувствительности проводится обычно сверху вниз, справа налево, спереди назад: Тактильную чувствительность исследуют путем легкого прикосновения куском ваты пли кисточкой к тем или иным участкам кожи. При этом обследуемый должен закрыть глаза и на каждое прикосновение отвечать словом «да» или «чувствую». В зонах расстройства чувствительности исследование проводят в направлении от области сохраненной чувствительности к…

Мышечносуставную чувствительность проверяют одним из следующих способов: больному предлагают закрыть глаза и после этого производят различные движения в его суставах, при этом он должен правильно определить направление движения конечности; не открывая глаз, больной должен ориентировочно определить давление предмета, который накладывается на ладонь или другую часть конечности, и указать, увеличивается пли уменьшается давление; обследуемый устанавливает массу…

Чувство места исследуют следующим путем: больной, закрыв глаза, показывает те места на теле, к которым прикасается обследующий. Чувство локализации, заключающееся в способности различать два одновременно действующих раздражителя кожи, исследуют при помощи специального циркуля со шкалой, на которой в миллиметрах обозначается разведение его ножек. При исследовании ножки циркуля сдвигают до тех пор, пока двойное прикосновение не…

Исследование функции автономной нервной системы проводят в следующей последовательности. Определяют равномерность зрачков. При симпатикотонии отмечается мидриаз, при ваготонии — миоз. Выявляют синдром Клода Бернара — Горнера, наличие которого свидетельствует о поражении верхнего шейного симпатического узла, цилиоспиналь ного центра пли его путей. Обращают внимание на саливацию. При раздражении симпатического отдела выделяется небольшое количество вязкой слюны, которое…