25 мая 2011

Закономерность нарушения познавательных процессов

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.).

Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения не только позволяют охватить и понять связь казавшихся противоречивыми и разнородными экспериментальных данных (как наших, так и других авторов), но и дают возможность поновому подойти к пониманию природы круга психопатологических особенностей шизофренического слабоумия.

Отличие шизофренического слабоумия от других видов слабоумия проявляется в относительной сохранности приобретенных ранее сведений, знаний.

Даже больные со значительным дефектом могут так или иначе демонстрировать большой круг прежде усвоенных знаний наряду с выраженной неполноценностью их мыслительной деятельности.

Попытки объяснения этой особенности с позиций разных психологических концепций проявлялись в таких определениях, как «разобщение» опыта прошлого с настоящим, разобщение разных слоев, уровней личности (последователи Jackson), «разрыхление», «расщепление» цепи прежних ассоциаций при сохранности элементов их (Bleuler), нарушение «апперцепции» и т. д.

Нам представляется возможность понять эту особенность психопатологии шизофренического слабоумия на основе выявленных исследованием закономерностей нарушения познавательных процессов. Полученные результаты помогают объяснить эту психопатологическую особенность, показывая, как изменяется познавательная деятельность в результате нарушения актуализации (выбора) сведений из памяти при сохранности суммы этих сведений.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…