24 мая 2011

Функции экспериментальных данных

Одновременно с выявлением зависимости между нарушением познавательных процессов и определенным звеном в их структуре экспериментальные данные позволяют характеризовать изменение самого этого «звена». Закономерным оказывается расширение круга актуализируемых и используемых сведений наряду с тенденцией к уравниванию вероятностей актуализации тех или иных знаний.

Понижается вероятность актуализации тех сведений, которые предпочтительно актуализируются здоровыми людьми, и повышается вероятность актуализации «латентных» знаний, мало используемых здоровыми людьми.

Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют о том, что у больных шизофренией нарушается (ухудшается) избирательность привлечения сведений на основе прошлого опыта, сглаживается, стирается предпочтительность актуализации знаний.

С этих позиций оказывается возможным охватить и понять своеобразные особенности мыслительной и перцептивной деятельности исследованных больных, которые без учета выявленной закономерности производят впечатление разнородных, беспорядочных, противоречивых и объединяемых лишь на основе таких негативных характеристик, как «интрапсихическая атаксия», «дискордантность», «схизис».

Обнаруженная у больных шизофренией зависимость между нарушением познавательных процессов и изменением определенного звена в их структуре позволяет понять, почему одни процессы изменены, другие — нет, почему нарушения выступают то больше, то меньше, почему они проявляются то одними особенностями деятельности, то другими, почему изменения происходят то в одну сторону, то в другую (почему результаты деятельности больных бывают не только хуже, чем у здоровых, но иногда и лучше) и т. д.

Сложность и в то же время возможность синтеза всех этих особенностей связана с тем, что указанное звено, входя в структуру большого круга различных познавательных процессов, играет в их реализации разную (качественно и количественно) роль. Очевидно, что в связи с этим по-разному должны изменяться, перестраиваться такие процессы. В зависимости от места (роли) и удельного веса данного звена в составе той или иной деятельности будет находиться характер ее нарушения, степень выраженности нарушения, и то, в чем оно будет проявляться.

Различия в месте, в «функции» данного звена в структуре разных психических процессов выражаются в том, что их нарушение проявляется, например, в одних случаях в особенностях обобщения, сравнения, в других — в успешности решения мыслительных задач, в третьих — в точности восприятия, в четвертых — в статистическом распределении ответных реакций, в пятых — в порогах опознания и т. д. Различия в «удельном весе» данного звена в структуре разных процессов сказываются на степени нарушения того или иного процесса и проявляются отличиями результатов таких процессов у больных по сравнению со здоровыми.

На основе этого становится понятным, например, почему может и не быть различий в результатах деятельности больных и здоровых. Анализ показывает, что отсутствие отличий в проявлениях той или иной деятельности больных шизофренией связано с отсутствием или минимальным значением данного звена в структуре деятельности (процесса).

Получает объяснение и неравномерность в степени выраженности отличий результатов больных от здоровых, когда при выполнении однородной деятельности (например, при исследовании процессов восприятия) отличие то бросается в глаза, то оказывается малозаметным. Как показывают результаты, при опознании различных звуковых и визуальных стимулов отличия увеличиваются по мере уменьшения информации об объекте опознания (усиление шума, уменьшение контура буквы, большая расфокусированность).

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…