24 мая 2011

Закономерность, которая выявляется при анализе экспериментальных данных

Основной закономерностью, которая выявляется при анализе экспериментальных данных, оказывается зависимость между нарушениями тех или иных видов познавательной деятельности у больных шизофренией, характером и степенью их выраженности, с одной стороны, и особенностью структуры этой конкретной деятельности — с другой.

Анализ экспериментальных данных показывает, что все те познавательные процессы (как мыслительные, так и перцептивные), протекание которых у больных шизофренией изменено, имеют в своей структуре общее звено, которого нет в составе ненарушенных видов деятельности.

Общей чертой нарушенных видов деятельности оказывается то, что на определенном этапе развертывания процесса (в определенный «момент» деятельности) возникает возможность и необходимость привлечения из памяти (актуализации) сведений, когда наличная ситуация и анализ условий не дают достаточных ориентиров для снятия неопределенности выбора, для предпочтительности актуализации.

Результаты исследования и соответствующий анализ позволяют определить то «звено», которое оказывается общим в структуре познавательных процессов, нарушающихся при шизофрении. Это «звено» — избирательное привлечение (актуализация) сведений из памяти на основе прошлого опыта.

Именно при наличии этого звена в структуре (составе) выполняемой познавательной деятельности отмечается ее изменение у больных шизофренией по сравнению со здоровыми людьми.

Те виды деятельности, в структуре которых роль этого «звена» незначительна (см. результаты дополнительных серий экспериментов), протекают у больных шизофренией без существенных отличий от здоровых.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…

Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…