24 мая 2011

Пятая серия экспериментов

В пятой серии экспериментов использовали в несколько измененном виде задачу Секея, заключавшуюся в следующем. Перед исследуемым на столе располагали весы и ряд различных предметов (фонарик, разновесы, посудки, вата, карандаш, ластик и т. д.), среди которых находилась свеча.

Давали следующую инструкцию: «Используя какието из этих предметов, уравновесьте весы так, чтобы через некоторое время они сами вышли из равновесия без вашего вмешательства».

Задача могла быть решена путем использования свойств свечи терять в весе в процессе горения. Наши данные подтвердили результаты, полученные Szekely и Л. И. Анциферовой, свидетельствующие о том, что здоровые испытывают затруднения, а некоторые не могут решить задачу самостоятельно.

Трудность состоит в том, что свойство свечи терять вес при горении является на основе прошлого практического опыта малозначимым, латентным и потому трудно актуализируемым в отличие, например, от значимого «сильного» ее свойства давать свет. Оказалось, что больные шизофренией легче, успешнее здоровых решают данную задачу.

Основные этапы анализа задачи и их последовательность совпадали у здоровых и у больных. Различия выступали в том, что на первых этапах анализа и решения задачи большинство здоровых (27 человек, или 54% всех исследуемых) предлагало использовать для решения такие отсутствовавшие в экспериментальной ситуации вещества, как эфир, ацетон, бензин, свойство которых терять вес, испаряться является «сильным», значимым по прошлому опыту. Больные шизофренией реже здоровых предлагали использовать это свойство (14 человек, или 28%).

С другой стороны, лишь 14 здоровых исследуемых (28%) актуализировали на первых этапах и использовали для решения свойство свечи терять вес при горении. В группе больных вдвое больше исследуемых (29 человек), т. е. большинство этой группы (58%), актуализировало и использовало это «латентное» свойство для решения задачи.

Лишь 3 больным не удалось самостоятельно найти окончательного решения (выявить нужное свойство), в то время как в группе здоровых задачу не решило 10 человек.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…