24 мая 2011

Вторая серия экспериментов

Во второй серии экспериментов использовалась в качестве методики «свободная классификация предметов». Применялся специально подобранный набор из 39 карточек, с изображениями следующих предметов: матрос, ребенок, кошка, слон, петух, ласточка, рыба, бабочка, жук, дерево, ландыш, лук, вишня, арбуз, самолет, пароход, грузовик, велосипед, телега, тетрадь, книга, чернильница, глобус, этажерка, электролампа, керосиновая лампа, свеча, спички, кастрюля, вилка, бутылка, часы, весы, градусник, циркуль, метла, пила, ножницы, ботинки.

Классификация этих предметов представляла известную трудность в связи с включением отдельных предметов (например, ботинки, этажерка и т. д.), не имеющих близких, однородных в данном наборе предметов.

Давалась следующая инструкция: «Разложите карточки на сколько угодно групп так, чтобы в каждой группе были подходящие друг к другу предметы», которая не указывала ни на количество групп, ни на объем их, ни на принцип классификации. По данной методике было исследовано 80 больных шизофренией и 50 здоровых людей.

Группировки предметов, производимые здоровыми и больными, были примерно одинаковы по объему (степени «укрупненное™» или, наоборот, дробности). В среднем каждый здоровый исследуемый и каждый больной создавали по 9 групп предметов.

Однако у больных шизофренией резко (более чем в 2 раза) увеличилось разнообразие создаваемых группировок. Если для здоровых было характерно частое повторение одних и тех же групп, которых всего оказалось 38, то у больных шизофренией это число возрастало до 78. Увеличение происходило за счет обобщения предметов на основе малозначимых, латентных их свойств.

Например, в одну группу объединяются бабочка, жук и рыба «по принципу рождаемости из личинок и икринок». Другие группы составляют часы, глобус, книга («помогают людям ориентироваться в мире»), бутылка, кастрюля, вилка («соприкасаются с пищей»), арбуз, ландыш, вишня («делают жизнь привлекательной) и т. д.

Основным принципом создания такого рода группировок и выполнения классификации в целом для больных, как и для здоровых, был принцип обобщения предметов на основе нахождения у них общего свойства. Число конкретноситуационных объединений предметов было незначительно у здоровых и у больных.

Они составили 3% всех обобщений, произведенных группой здоровых, и 6% — в группе больных. Основное различие между больными и здоровыми выразилось в изменении (расширении) круга актуализируемых и используемых для обобщения свойств, в изменении вероятностей (частот) их актуализации.

Число «нестандартных», малозначимых свойств, актуализированных больными шизофренией, в 2,1 раза превысило это число у здоровых. Частота актуализации стандартных свойств у больных по сравнению со здоровыми уменьшилась (с 85 до 70%), а частота актуализации нестандартных свойств возросла (с 15 до 30%).


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…