23 мая 2011

Эксперимент с 12-ю фразами

В эксперименте использовалось 12 фраз, завершающихся такого рода словами (наряду с 12 «нейтральными» фразами). Фразы различались соотношением вероятностей реализации двух возможных окончаний (оценка этого соотношения произведена на основании данных специального дополнительного эксперимента).

Все фразы по этому критерию условно можно разделить на три группы:

  1. вероятности возможных вариантов окончаний приблизительно уравнены (типа: «У собаки благородный род/т»);

  2. вероятность одного варианта существенно превосходит вероятность второго (типа: «Под деревом лежит плод/т»);

  3. вероятность одного варианта близка к нулевой, и соответственно очень высока вероятность второго (типа: «Друг кузнеца — молот/д»).

При записи фраз на ферромагнитную пленку диктор, нарушая орфоэпическое произношение, несколько акцентировал тот вариант смыслоразличительной фонемы, который соответствовал менее вероятной гипотезе.

Согласно инструкции, исследуемый должен был после прослушивания записывать каждую фразу, что требовало от него внимательности и сосредоточенности.

Все условия проведения эксперимента были теми же, что и в первой серии. Исследовано 50 больных шизофренией и 50 здоровых лиц.

Результаты исследования показали, что больные шизофренией не отличались от здоровых при опознании фраз первой и третьей групп. Существенные различия в результатах опознания выявились между больными и здоровыми при восприятии фраз второй группы, где вероятности альтернатив существенно различались. Больные значительно чаще (в 4 раза) здоровых опознавали контрольные слова в качестве маловероятных альтернатив.

Несмотря на акцентирование звучания маловероятного варианта, здоровые в подавляющем большинстве случаев (в 90%) воспринимали контрольные слова в качестве высоковероятных вариантов. Лишь один здоровый исследуемый в этой группе фраз опознал завершающие слова как маловероятные дважды, 18 здоровых — по одному разу, а 31 человек ни разу не воспринял контрольные слова как маловероятные. В то же время из группы больных воспринимали в качестве маловероятных вариантов 14 человек — по одному разу, 27 — по 2 раза, 6 — по 3 раза.

Еще одна специальная серия экспериментов нами была проведена для проверки (способом от противного) предположения о том, что изменение процесса восприятия больных шизофренией связано именно с изменением вероятностей гипотез, используемых ими при опознании речевых сигналов.

Для этого нужно было найти такой методический прием, который исключил бы возможность реализации свойственной больным шизофренией тенденции к уравниванию вероятностей актуализации знаний (образовгипотез).

Методика этой серии состояла в следующем. В магнитофонной записи с небольшими интервалами времени воспроизводили трижды повторяющиеся в случайном порядке 5 слов, сходных по акустической структуре (почта, почка, тачка, точка, ложка), замаскированные «белым шумом».

Исследуемый должен был опознать предъявляемые слова и тут же записать их. Перед проведением эксперимента исследуемому давали для заучивания список этих слов и объясняли, что будут предъявляться только эти 5 слов и каждое из них может повторяться несколько раз. Такая инструкция обусловливала одинаковое для всех исследуемых ожидание появления каждого слова.

Было исследовано 30 здоровых людей и 30 больных шизофренией. Значительной разницы в результатах опознания двух сравниваемых групп не было: здоровые и больные правильно опознавали в среднем 6—7 из 15 слов.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…