23 мая 2011

Степень разборчивости «тестовых» слов

Степень разборчивости «тестовых» слов оценивали у здоровых исследуемых в специальном эксперименте, по результатам которого все фразы были разделены на три группы:

  1. малая степень разборчивости (от 0 до 10%) правильных опознаний;

  2. средняя степень разборчивости (от 10 до 50% правильных опознаний);

  3. высокая степень разборчивости (от 50 до 100% правильных опознаний).

В ходе основного эксперимента фразы предъявляли с 25секундными интервалами. Инструкция требовала опознать зашумленное слово и тут же записать его. В случае неуверенности в правильности опознания исследуемый должен был записать предполагаемое слово с вопросительным знаком, при невозможности опознания — сделать прочерк.

Исследование проводили в звукоизолированной камере. Стандартность условий эксперимента (громкость воспроизведения фраз, положение испытуемого по отношению к источнику звука и т. д.) строго соблюдалась.

В исследовании участвовали лица, у которых не отмечалось нарушений слуха. Было исследовано 50 здоровых и 50 больных шизофренией. Результаты, полученные в этой серии экспериментов, кратко можно сформулировать следующим образом.

В первой группе фраз (малая степень разборчивости) значимых отличий в результатах сравниваемых групп не было. Здоровые правильно идентифицировали 6%, а больные шизофренией — 4,5% всех маскированных слов. В третьей группе фраз (высокая степень разборчивости) отличия в результатах опознания больных по сравнению со здоровыми были незначительны. Больные дали на 5,7% меньше правильных ответов.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…