23 мая 2011

Исследование процессов восприятия (Исследование восприятия у больных с чертами дефекта)

Исследований восприятия у больных с чертами дефекта без галлюцинаторнобредовых переживаний очень мало.

Основная масса работ связана с исследованием восприятия зрительных стимулов. Единичны работы, относящиеся к восприятию слуховых (речевых) сигналов, столь важных и специфичных для человеческой деятельности.

Среди проведенных исследований нет работ, непосредственно направленных на изучение изменений процесса восприятия у больных шизофренией в связи с особенностями актуализации знаний, привлечения информации из памяти. Ряд исследований косвенно свидетельствует о связи нарушения восприятия при шизофрении с особенностями использования прошлого опыта.

Константность восприятия и опознание сигналов в условиях «неполноты» информации существенно зависят от опоры на прошлый опыт. При исследовании именно этих аспектов восприятия, как отмечалось выше, четко выявляются отличия больных шизофренией от здоровых людей. Все это наряду с общим замыслом и гипотезой исследования в целом послужило нам дополнительным обоснованием поиска и выбора подхода к исследованию процессов восприятия у больных шизофренией.

При охарактеризованном выше клиническом варианте болезни были исследованы закономерности нарушения процессов слухового (речевого) восприятия (В. П. Критская) и зрительного восприятия (Е. И. Богданов) в зависимости от особенностей актуализации сведений (информации) на основе прошлого опыта.

В соответствии с такой задачей основным методическим приемом, который использовался нами, было «маскирование», «зашумливание» опознаваемых стимулов. Применялись различные способы маскирования зрительных и слуховых сигналов: наложение «белого шума» на звучащее слово, расфокусирование проецируемых зрительных изображений, тахистоскопическое предъявление и т. д.

В процессе исследования варьировали: степень маскированности сигнала, способы ограничения системы альтернатив (на основе списка, путем контекста и т. д.), степень неопределенности ситуации, вероятность подаваемого стимула.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…