Вторая серия экспериментов для исследования особенностей актуализации
Буквы | Частота актуализации | ||
здоровые | больные шизофренией | ||
о | 0,35 | 0,35 | |
т | 0,34 | 0,32 | |
ч | 0,31 | 0,33 |
Во второй серии экспериментов для исследования особенностей актуализации у больных шизофренией был использован следующий методический прием.
Экспериментатор с соответствующими интервалами произносил 50 слогов (30 двухбуквенных и 20 трехбуквенных), предъявлявшихся каждому исследуемому в одной и той же стандартной последовательности. Согласно инструкции, после предъявления каждого слога исследуемый должен был как можно быстрее ответить одним целым словом (существительным), начинающимся с этого слога.
Одновременно давалось дополнительное задание: в течение всего эксперимента равномерно чертить палочки карандашом на бумаге. Слоги были подобраны (по словарю) так, что допускали разные по объему (числу возможных альтернатив) и степени организации системы слов.
Таким образом, произнесение экспериментатором того или иного слога выполняло как бы двойную функцию: служило «пусковым» стимулом и содержало указание на ту «систему» слов, из которой должна была быть выбрана ответная реакция. Очевидно, в условиях данного эксперимента актуализация (выбор) того или иного слова из данной системы обусловливалась в первую очередь прошлым (речевым) опытом.
«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского
Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…
Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…
Клинический тезис о «формальной сохранности» может быть раскрыт и с другой стороны. Результаты исследования благодаря выявленной зависимости между нарушением познавательных процессов и особенностью их структуры (связью с изменением определенного звена) позволяют считать, что у больных шизофренией наиболее сохранены те виды умственной деятельности, которые имеют четкую, однозначно детерминированную схему операций, жесткую, полностью «формализуемую» программу реализации. Примерами…
Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…
Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…