23 мая 2011

Предварительные исследования особенностей привлечения (Эксперемент)

Частоты (предпочтительность) актуализации букв здоровыми людьми в условиях данного эксперимента хорошо соответствуют частотам употребления букв в речевом опыте. Таким образом, при выбранной форме эксперимента актуализация знаний в виде образов букв существенно обусловливается прошлым опытом, в данном случае фактором частоты употребления букв в речевом опыте.

Сравнительный анализ результатов исследования больных и здоровых в этой серии экспериментов выявил значимые различия. Актуализация букв больными шизофренией тоже обусловливается прошлым речевым опытом, т. е. буквы более вероятные (на основе речевого опыта) актуализируются чаще, чем менее вероятные. Однако закономерной оказывается тенденция к уравниванию частот актуализации разных букв. Актуализация букв, которые в группе здоровых лиц были наиболее вероятными, у больных шизофренией снижается.

Соответственно больные чаще, чем здоровые, актуализируют буквы маловероятные. Если в общей сумме реакций здоровых лиц доля группы высоковероятных букв г составила 74%, а доля маловероятных — 26%, то у больных шизофренией эти показатели были равны соответственно 61 и 39%. Если у здоровых исследуемых актуализация высоковероятных букв почти в 3 раза выше актуализации маловероятных, то у больных это различие уменьшается всего до 1,6 раза.

Одновременно была проведена другая серия экспериментов, исследуемым говорили, что в качестве «задуманных» экспериментатором букв используются лишь три буквы (о, т, ч).

Тем самым инструкция, ограничивая круг выбора лишь тремя элементами и указывая на равную возможность их актуализации, существенно ослабляла влияние прошлого речевого опыта. Результаты показали, что при такой форме эксперимента частоты актуализации букв не отражают влияния прошлого опыта и оказываются почти равными. В данных условиях деятельности результаты больных не отличаются от результатов здоровых испытуемых.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…