23 мая 2011

Гипотиза о расширении круга используемой информации

Формулировке гипотезы послужили и наши собственные данные предварительного изучения нерезко выраженных нарушений мышления больных шизофренией. Полученные на основе принципа детерминации психических процессов, понимаемого как опосредование внешних воздействий внутренними условиями, прошлым опытом, эти данные показали, что «расширение» круга используемых свойств существенно зависит от особенностей актуализации, «выбора» сведений из системы знаний больных шизофренией.

Одновременно они позволили уточнить слишком неопределенную характеристику «ненужной», «не относящейся к делу» информации, показав, что расширение (изменение) круга используемых свойств происходит по определенному параметру, обозначенному нами, как «сила» свойств, выражающаяся в разной вероятности их реализации, детерминируемой прошлым опытом.

Совокупность этих данных позволила сформулировать в качества рабочей гипотезы настоящего исследования предположение о связи нарушения познавательных процессов больных шизофренией с изменением актуализации (привлечения) знаний на основе прошлого опыта.

На основе данной гипотезы в лаборатории был создан и апробирован комплекс из более чем 20 специально подобранных и вновь созданных методик. Этим комплексом методик у отобранной группы больных сотрудниками лаборатории Е. И. Богдановым, В. П. Критской, Т. К. Мелешко, Л. А. Моносовой одновременно исследовались мыслительные процессы (сравнения, обобщения, решения проблемных задач и т. д.), процессы зрительного и слухового восприятия.

Исследование строилось на основе сравнительного изучения больных и группы здоровых (около 100 человек), возрастные п образовательные характеристики которых соответствовали таковым в группе больных шизофренией.


«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского





При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…