Деструктивное или функциональное поражение мозга - Исследование нарушений психических (познавательных) процессов - Шизофрения, клиника и патогенез - Библиотека доктора - Медкурсор - актуальная медицина
23 мая 2011

Деструктивное или функциональное поражение мозга

Деструктивное или функциональное поражение мозга, изменяющее определенные анатомические или физиологические характеристики (факторы) его, ведет к изменению тех психических процессов, которые по своей структуре так или иначе были связаны с этими факторами.

Все это позволяет считать, что если при шизофрении неизвестные нам этиологические моменты, нарушая более фундаментальные (биохимические и т. п.) процессы мозга, изменяют основывающиеся на них физиологические параметры (закономерности), то изменение последних обусловливает закономерное изменение тех психических (в том числе познавательных) процессов, которые сформированы и реализуются на основе измененных физиологических факторов.

Если сторонники бихевиоризма, узкого локализационизма и т. п. снимали вопрос об изучении закономерностей нарушения познавательных процессов при шизофрении, а с позиций разных вариантов «функциональной» психологии изучение разных психических функций (процессов) проводилось с анализом связей между ними, чтобы определить, нарушение какой из этих функций является решающим (причинным) по отношению к нарушению других психических функций, то изложенные выше принципы подхода заставляют иначе формулировать задачи исследования: в каких звеньях и как изменяется протекание разных познавательных процессов; что общего в закономерностях изменения разных познавательных процессов?

Построенное так исследование должно выявить те общие звенья (факторы) в структуре исследуемых процессов, изменение которых обусловливает закономерное нарушение этих процессов. Тем самым исследование должно, с одной стороны, помочь объяснить определенный круг психопатологических феноменов, являющихся выражением нарушенного протекания познавательных процессов, а с другой стороны, выявив общие звенья (радикалы), с которыми связано нарушение процессов, создать возможность их физиологического анализа.

Это и есть путь познания болезни — от психопатологических проявлений к сущности все более глубокого порядка, когда уровень психологического исследования связывает психопатологические закономерности с патофизиологическими. Естественно, что при таком исследовании должны одновременно изучаться особенности нескольких разных психических процессов, при нарушении которых предполагается наличие общего «радикала» в более фундаментальных характеристиках работы мозга.

Очевидно, проведение такого исследования возможно только при использовании широкого комплекса специально подбираемых методик (экспериментальных серий) для варьирования различных сторон и условий протекания исследуемых познавательных процессов.

Существеннейшей особенностью исследования, опирающегося на излагаемые принципы, является то, что его успешная реализация возможна лишь на базе клинической дифференциации изучаемых больных.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…

Попытки объяснить результаты особенностями целенаправленности больных привели бы к выводу о том, что целенаправленность больных такова, что она то ухудшает результаты их деятельности, то не влияет на них, то даже улучшает. С точки зрения особенностей эмоций (наиболее распространены попытки связать нарушения познавательной деятельности с «безразличием», отсутствием или изменением «отношения» больных шизофренией) пришлось бы признать, что…

Выявленная нами закономерность нарушения познавательных процессов позволяет понять, почему при определенном круге экспериментов могла возникнуть фактическая возможность трактовать полученные данные как результат «нарушения межперсональных отношений» (Cameron и др.) или как следствие нарушения «фильтрации поступающей информации» (Chapman, Payne и др.). Выявленные исследованием новые фактические характеристики особенностей познавательных процессов при шизофрении и более общая закономерность их нарушения…

Экспериментальные данные свидетельствуют о нарушении влияния прошлого опыта на актуальную деятельность больных шизофренией. Однако полученные результаты показывают, что дело не в «разобщении», не в отрыве вообще опыта прошлого от настоящего, а в изменении определенной роли прошлого опыта, в ослаблении влияния прошлого опыта на избирательность актуализируемых знаний, используемых в процессе той или иной деятельности. Необычность шизофренического…