23 мая 2011

Деструктивное или функциональное поражение мозга

Деструктивное или функциональное поражение мозга, изменяющее определенные анатомические или физиологические характеристики (факторы) его, ведет к изменению тех психических процессов, которые по своей структуре так или иначе были связаны с этими факторами.

Все это позволяет считать, что если при шизофрении неизвестные нам этиологические моменты, нарушая более фундаментальные (биохимические и т. п.) процессы мозга, изменяют основывающиеся на них физиологические параметры (закономерности), то изменение последних обусловливает закономерное изменение тех психических (в том числе познавательных) процессов, которые сформированы и реализуются на основе измененных физиологических факторов.

Если сторонники бихевиоризма, узкого локализационизма и т. п. снимали вопрос об изучении закономерностей нарушения познавательных процессов при шизофрении, а с позиций разных вариантов «функциональной» психологии изучение разных психических функций (процессов) проводилось с анализом связей между ними, чтобы определить, нарушение какой из этих функций является решающим (причинным) по отношению к нарушению других психических функций, то изложенные выше принципы подхода заставляют иначе формулировать задачи исследования: в каких звеньях и как изменяется протекание разных познавательных процессов; что общего в закономерностях изменения разных познавательных процессов?

Построенное так исследование должно выявить те общие звенья (факторы) в структуре исследуемых процессов, изменение которых обусловливает закономерное нарушение этих процессов. Тем самым исследование должно, с одной стороны, помочь объяснить определенный круг психопатологических феноменов, являющихся выражением нарушенного протекания познавательных процессов, а с другой стороны, выявив общие звенья (радикалы), с которыми связано нарушение процессов, создать возможность их физиологического анализа.

Это и есть путь познания болезни — от психопатологических проявлений к сущности все более глубокого порядка, когда уровень психологического исследования связывает психопатологические закономерности с патофизиологическими. Естественно, что при таком исследовании должны одновременно изучаться особенности нескольких разных психических процессов, при нарушении которых предполагается наличие общего «радикала» в более фундаментальных характеристиках работы мозга.

Очевидно, проведение такого исследования возможно только при использовании широкого комплекса специально подбираемых методик (экспериментальных серий) для варьирования различных сторон и условий протекания исследуемых познавательных процессов.

Существеннейшей особенностью исследования, опирающегося на излагаемые принципы, является то, что его успешная реализация возможна лишь на базе клинической дифференциации изучаемых больных.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…

Больные шизофренией, деятельность которых характеризуется ухудшением избирательности, расширением круга привлекаемой из памяти информации и сглаживанием предпочтительности ее актуализации, могут получить в некоторых случаях «выигрыш», испытывая меньшие трудности, чем здоровые люди, при необходимости использовать и привлечь из памяти «латентные», малозначимые на основе прошлого опыта знания. Однако «проигрыш» неизмеримо больше, так как в подавляющем большинстве каждодневных ситуаций…