23 мая 2011

Выявления закономерности проявлений нарушенных психических процессов

Если клинические (психопатологические) исследования выявляют закономерности проявлений нарушенных психических процессов, то экспериментальнопсихологические исследования должны дать ответ на вопрос, как нарушены закономерности протекания самих психических процессов при том или ином поражении мозга.

Целесообразность, обоснованность изучения тех или иных психических процессов определяется особенностями изучаемой болезни, уже известными психопатологическими данными о ней.

При изучении такой болезни, как шизофрения, весьма важным является выяснение закономерностей нарушения познавательных процессов — мышления, восприятия. Значение их исследования определяется не просто тем, что при шизофрении заметно нарушается познавательная деятельность, а тем, что нарушение тесно связано с существенными патогенетическими механизмами данной болезни, отражая своеобразие поражения мозга при ней.

Выражается это в клинических фактах, свидетельствующих о том, что нарушение мышления сопровождает болезнь на всем ее протяжении, а проявления данного нарушения значительно отличаются от таковых при других психических заболеваниях.

Направленность исследования на изучение закономерностей нарушения познавательных процессов приобретает при шизофрении особое значение. Психопатологические изменения, в которых закономерно, но не прямолинейно проявляются нарушения мозговой деятельности, свидетельствуют о существенном нарушении при шизофрении познавательных (в первую очередь мыслительных) процессов.

Однако, несмотря на большое число описаний и выявленных закономерностей этих проявлений, о закономерностях, лежащих за ними нарушений познавательных процессов (так же как о патофизиологических закономерностях), известно очень мало. По существу закономерности нарушения этих процессов при шизофрении до последнего времени изучались крайне недостаточно.

«Шизофрения, клиника и патогенез»,
под ред. А.В. Снежневского



Исследование показывает, что способность больных шизофренией к отвлечению от многообразных признаков предметов и явлений не отличается от таковой у здоровых лиц. При рассмотрении второго вопроса результаты проведенного нами исследования выявляют существенные отличия больных от здоровых. У больных шизофренией существенно повышается вероятность актуализации и использования ими в процессе, например, обобщения малозначимых, «слабых» свойств предметов, характеризующихся малой…

Данные исследований мышления в общей психологии (Н. А. Менчинская и др.) свидетельствуют о том, что на определенном этапе формирования понятийного мышления детям легче оперировать абстрактными понятиями, чем конкретными. Это связано с меньшей содержательностью абстрактных понятий, что облегчает процесс нахождения, выбора и отвлечения нужных свойств и отношений по сравнению с оперированием «конкретными» понятиями. Возможно, что нарушение…

Известно, что степень неопределенности той или иной ситуации для субъекта зависит от «кода», «алфавита» элементов, системы знаний, с которыми соотносятся те или иные явления, воспринимаемые субъектом. При расширении системы элементов, с которой сличаются поступающие раздражители, при ухудшении организации этой системы (уравнивание вероятностей ее элементов) неопределенность отражаемой ситуации возрастает. Это позволяет думать, что для больных шизофренией…

Изучение закономерностей нарушения психических процессов должно не только дать возможность понять цельный и закономерный характер соответствующей клинической картины, но и способствовать изучению более глубокой патофизиологической сущности этих психопатологических проявлений. Последней цели может служить, по нашему мнению, выявление общего звена, с изменением которого существенно связано нарушение познавательной деятельности больных. Анализ выделенного звена может способствовать ориентировке дальнейших…

При увеличении наличной информации об опознаваемом объекте разница в результатах деятельности больных и здоровых уменьшается. Объяснение такой зависимости заключается в том, что с изменением степени неопределенности ситуации (неполнота наличной информации о стимуле) изменяется удельный вес нарушенного звена в структуре процесса опознания, что и определяет степень изменения данного процесса в целом, проявляясь степенью отличий результатов деятельности…