4 ноября 2011

Общие холодовые воздействия

Общие холодовые воздействия несколько разгружают сердце, облегчая его работу, тепловые вызывают некоторое усиление его деятельности, а горячие — весьма значительное (пульс учащается, сердце быстрее утомляется).

После общих водолечебных процедур наблюдают кратковременное увеличение содержания гемоглобина и форменных элементов крови — эритроцитов, лейкоцитов, но через 1 — 2 ч все возвращается к исходному состоянию.

Это свидетельствует о том, что указанные изменения происходят за счет перераспределения значительных масс крови и поступления ее форменных элементов из депо. Курс водолечения действует более продолжительное время и способствует улучшению состава периферической крови. Водолечебные процедуры несколько изменяют и свертываемость крови — горячие ванны повышают ее, холодные — понижают.

Водолечение влияет на функциональное состояние центральной нервной системы: теплые ванны понижают возбудимость нервной системы, способствуют наступлению сна. Сонливость появляется и после местного приложения тепла, например к ногам. Кратковременные горячие ванны и прохладные процедуры действуют возбуждающе, повышают эмоциональный тонус.

Водные процедуры весьма существенно влияют на функцию дыхания, причем тем значительнее, чем больше разница между температурой тела ребенка и воды. При кратковременном как холодовом, так и тепловом воздействии сначала наступает углубление и урежение дыхания, в дальнейшем, оставаясь глубоким, дыхание учащается.

Повышение обмена веществ, окислительных процессов в тканях происходит под влиянием холодных и горячих процедур. Теплые процедуры особого воздействия не оказывают. Роль непосредственного влияния температурных воздействий на процессы обмена невелика.

Усиление потоотделения при гидротерапии нередко способствует понижению высокой температуры тела, выведению из организма вредных продуктов и, кроме того, повышению водного обмена в тканях. Гидротерапия оказывает довольно значительное влияние и на мочеотделение. Теплые процедуры, вызывая активную гиперемию почечных сосудов и усиливая кровообращение в них, увеличивают диурез, холодные же процедуры, вызывая спазм почечных сосудов, уменьшают его. Немалое значение, особенно в детской практике, имеет способность температурных раздражителей влиять на тонус гладкой мускулатуры. Теплые процедуры вызывают расслабление гладкой мускулатуры и ослабление перистальтики кишок.

Таким образом, водолечебная процедура оказывает отчетливое влияние па функциональное состояние центральной нервной системы, процессы терморегуляции, вызывает сдвиги со стороны различных органов и систем, обмена веществ и т. д. Совокупность этих изменений и носит название физиологической реакции. При благоприятной реакции кожа розовая и теплая на ощупь, при неблагоприятной — бледная и холодная. Необходимо учитывать изменения в общем состоянии организма, характере пульса и дыхания во время и после водолечебной процедуры.

Курс лечения всегда дает более эффективную и устойчивую реакцию, нежели разовая процедура. При этом необходимо помнить, что нагрузку следуютет увеличивать постепенно, переходя от меньшего раздражения к большему, так как по мере повторения процедур организм приспосабливается к ним, привыкает, в результате чего ответная реакция ослабевает.

Следует иметь в виду, что патологически измененный организм отвечает на ту или иную водолечебную процедуру более разнообразными, порой атипичными реакциями по сравнению со здоровым, поэтому первые процедуры необходимо проводить в присутствии врача, следить за реакцией ребенка.

При обнаружении неблагоприятных реакций (побледнение лица, посинение губ, беспокойство) необходимо прекратить процедуру. Лечение проводят спустя 1 — 1 1/2 ч после или за 40 — 45 мин до принятия пищи; после процедуры ребенок должен отдыхать не менее 30 — 60 мин.

В педиатрической практике наиболее часто применяют следующие водные процедуры: согревающий компресс, обертывание, ванны, души, купания.

«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева

Читайте далее:



Радоновые ванны приготавливают искусственно, добавляя в ванну с пресной водой температуры 36 — 37°С готовый раствор радона (концентрация радона для детей младшего школьного возраста до 20 нКи/л, старшего возраста до 40 нКи/л), продолжительность процедуры от 5 — 8 до 10 — 12 мин, через день, на курс 8 — 10 ванн. В механизме действия имеет…

Имеются два способа приготовления таких ванн: химический и физический. Химический способ прост, но эффективность ванн меньше, чем полученных физическим путем. При химическом способе приготовления в ванне в 200 — 250 л воды растворяют 1 кг двууглекислого натрия (питьевая сода) и несколько медленно растворяющихся таблеток, содержащих кислый сернокислый натрий или калий. Благодаря медленному paстворению таблеток все…

Местные ванны

Кроме общих ванн, широко применяют и местные (ручные, ножные). Ручная ванночка Для ручной ванны лучше всего подходит специальная ручная ванночка, но можно пользоваться и обычной кастрюлей, тазом. Одну или обе руки ребенка погружают в воду до локтей. Для усиления раздражающего действия ванны в нее можно добавить немного сухой горчицы (20 — 30 г). Применяют ручные…

Эти ванны в основном действуют как температурный раздражитель. Теплые ванны благотворно влияют на функциональное состояние центральной нервной системы, оказывают успокаивающее действие, способствуют наступлению физиологического сна; наряду с этим они действуют сосудорасширяюще, улучшают кровообращение и функцию дыхания, усиливают диурез. Эти ванны показаны детям при явлениях возбуждения и двигательного беспокойства, хорее, энурезе, расстройствах сна, спастических параличах и…

Хлоридные натриевые ванны Для приготовления натриевых хлоридпых ванн к пресной воде добавляют морскую или поваренную соль из расчета 100 — 200 г на ведро воды (10 л). Соль насыпают в полотняный мешочек и опускают его в ванну до полного растворения соли. Температура воды 36°С, продолжительность ванны 5 — 10 мин, через день, на курс 10…