26 октября 2011

Факторы влияющие на состояние реактивности, адаптационные возможности организма

Кроме возраста ребенка на состояние реактивности, адаптационные возможности организма оказывают влияние конституциональные особенности, длительное течение хронического заболевания, предшествующее лечение (особенно гормональное), перенесенная операция, интеркуррентная острая инфекция и др.

Это диктует необходимость индивидуализации методики проведения процедур — более щадящая дозировка, увеличение интервала между процедурами и др. Аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватный ответ на процедуру, гипер или гипореактивный по сравнению с реакцией сверстников.

Определение непосредственной реакции маленького ребенка на процедуру по его поведению и мимике нередко представляет трудности. Чтобы приучить ребенка к окружающей обстановке, первую процедуру иногда приходится проводить при малой дозировке или даже без включения аппарата. Большинство детей хорошо переносят лечение, но изредка наблюдается своего рода непереносимость.

Некоторые дети плохо переносят ультразвук, электролечение, у них наблюдается бурная субъективная реакция, не обоснованная дозировкой процедуры. В таких случаях следует изменить метод, физиотерапии.

Оптимизации действия физического фактора способствует внимание к личностным качествам ребенка, эффективность лечения во многом зависит от отношения ребенка к лечению, уверенности в выздоровлении. Каждому больному в доступных ему понятиях необходимо разъяснить, какие будут ощущения, показать как переносят ту же процедуру другие дети, начать с небольшой дозировки, постепенно увеличивая до оптимальной.

Действие физиотерапевтических факторов включает и условно-рефлекторные реакции, которые начинаются еще в период подготовки к лечению. Важно создать благоприятные условия в приемной, лечебном кабинете, комнате отдыха. Доброжелательный контакт с больным ребенком, уверенность в положительных результатах повышают эффективность воздействия. Отрицательное отношение, капризы, плач снижают эффективность процедуры.

Организм ребенка отвечает на физиопроцедуру перестройкой деятельности многих систем и органов; чтобы адекватно реагировать, в организме должен быть определенный резерв реактивных возможностей.

Применение физических факторов противопоказано, если в организме резко снижены адаптационные возможности, нарушена реактивность, имеется опасность диссеминации болезни. Общими противопоказаниями для применения физических факторов являются: тяжелое общее состояние, высокая температура тела, резкая гипотрофия, недостаточность кровообращения, функции почек, повышенная кровоточивость, активный туберкулез, подозрение на злокачественное новообразование.

Могут быть противопоказания для применения какого-либо одного фактора, обусловленные специфическими особенностями действия. Например, наличие фотосенсибилизации исключает применение солнечных ванн, общих УФ-облучений; наличие распространенного экзематозного процесса препятствует применению лекарственного электрофореза; при повышенной судорожной готовности у детей с церебральными параличами не рекомендуется электрогимнастика и т. п.

Положительная реакция на процедуру проявляется рядом субъективных симптомов (хорошее самочувствие и настроение, уменьшение болей, улучшение двигательных возможностей, чувство успокоения, а затем бодрости) и объективных физиологических сдвигов. Безболезненность, доступность, эффективность методов физиотерапии и физиопрофилактики определяют широкий круг показаний для применения их в детском возрасте.


«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева



Анатомо-физиологические особенности детского организма определяют своеобразие организации и показаний для санаторно-курортного лечения больных детей. В детских санаторных учреждениях установлены более продолжительные сроки лечения (45 — 60 — 90 дней), чем у взрослых. Это позволяет обеспечить оптимальную длительность периода адаптации, курса комплексного лечения и заключительного периода закрепления результатов, подготовки к обычным условиям жизни и учебы. Четко…

В последние годы наблюдается акцелерация развития детей. Ускорение темпа развития у некоторых детей может сочетаться с диссоциацией физиологических функций, например, повышением андрогенной и относительным понижением глюкокортикоидной активности адреналовой системы. Это может способствовать срыву адаптации при неадекватной дозировке физического фактора. В то же время методы физиотерапии (электросон, лечебные ванны, лекарственный электрофорез и др.) могут способствовать коррекции…

Вследствие большей чувствительности нервной системы у детей, ее компенсаторных и пластических возможностей эффективность физиотерапии у них выше. Однако неадекватная дозировка может у маленького ребенка вызвать общую реакцию — вялость, сонливость или возбуждение, капризы, ухудшение аппетита, общего самочувствия, а при бальнеотерапии — патологическую бальнеореакцию. Следует помнить о возможности неадекватных реакций и у школьников в пубертатном периоде….

Химическая терморегуляция состоит в изменении интенсивности обменных, окислительных процессов, особенно при Холодовых воздействиях. Изменяется обмен во всех органах организма, но больше всего в печени и мышцах. Вследствие интенсивных пластических процессов у детей обмен веществ более высокий. Интенсивность обменных процессов, неустойчивость регулирующих систем определяют своеобразие терморегуляции систем терморегуляции детей, что необходимо учитывать при назначении дозировок. Рациональное…

Для того чтобы не переутомлять ребенка, не рекомендуется проводить несколько процедур подряд (надо учитывать фазу последействия). В течение дня назначают только одну процедуру общего действия. При некоторых заболеваниях, например кожи, костно-мышечного аппарата, можно сочетать в один день общую и местную процедуру, но с интервалом не менее 1 — 2 ч. При этом местное воздействие (на…