16 ноября 2011

Физическое воспитание ребенка

Для всестороннего гармонического развития растущего человека, для формирования приспособительных механизмов необходимо с раннего возраста систематически укреплять его, закалять самыми разнообразными формами и средствами физического воспитания естественными факторами природы — воздействием солнечных лучей, воздуха, воды, а также физическими упражнениями, играми, спортом. Наряду с укреплением опорно-двигательного аппарата, воспитанием правильной осанки физические упражнения благоприятно влияют на функцию органов дыхания и кровообращения, улучшают обмен веществ [Мошков В. Н., 1963], повышают защитные свойства организма.

Физическое воспитание ребенка осуществляют с учетом его функциональных возможностей и возраста.

Гимнастика и массаж для детей до 3 лет. Гимнастику и массаж можно начинать у детей с 1 1/2 мес. Очень полезно сочетать их с воздушными ваннами. Можно рекомендовать следующие основные правила проведения массажа и гимнастики. Необходимо следить за тем, чтобы поглаживающие движения были легкими, плавными и направлялись от периферии к центру.

Комплекс упражнений в возрасте от 1 1/2 до 4 мес строится на активных движениях, основанных на безусловных рефлексах. Пассивные движения в возрасте до 4 мес не применяют, так как у ребенка можно растянуть мышцы и связки и вызвать боль. Следует иметь в виду, что у детей до 4 мес имеется физиологический гипертонус мышц.

При занятиях с такими малышами используют безусловные рефлексы, — защитные движения, которые возникают в ответ на раздражение кожи и мышц. Например, если ребенка 3 — 4-месячного возраста положить на ладони вниз животом, он хорошо отклоняет голову назад и некоторое время удерживает ее в этом положении.

К 3 — 4 мес у детей устанавливается равновесие между сгибателями и разгибателями рук. В это время в гимнастику уже можно ввести пассивные движения для рук, т. е. движения, которые производит взрослый руками ребенка.

Так как мышцы — сгибатели ног еще находятся в напряженном состоянии, из приемов массажа можно использовать лишь их поглаживание, приемы вибрации, точечный массаж, которые вызывают расслабление напряженных мышц, а при массаже рук и туловища — использовать приемы поглаживания, растирания, разминания.

В возрасте от 4 до 6 мес в связи с исчезновением, как правило, мышечного напряжения сгибателей на руках и ногах в комплекс вводят пассивные движения в большем количестве. Предпочтение все же отдают развитию активных движений. Они направлены на побуждение к ползанию и развитию движений руками. Эти движения ребенка следует всячески поощрять яркой звучащей игрушкой, словом. Помимо занятий гимнастикой, ребенка следует часто класть на живот на жесткую поверхность.

В возрасте от 6 до 10 мес движения тела и конечностей становятся более согласованными, поэтому в комплекс включают более сложные упражнения. Необходимо побуждать движения детей в горизонтальном положении (ползание). Это упражнение прекрасно развивает мышцы туловища и ног, укрепляет костно-связочный аппарат ребенка.

Все это подготавливает его наилучшим образом к правильному сидению, стоянию и ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия и искривления позвоночника. В связи с тем что в этом возрасте у ребенка возникает все больше условных связей с внешним миром, при выполнении упражнений в большей степени используют световые, звуковые, речевые раздражители.

Так как в возрасте от 10 мес до 1 года 2 мес формируются стояние без опоры и ходьба, появляются новые элементы моторики (сидение на корточках), понимание речи, в комплекс вводят соответствующие упражнения и разнообразную речевую инструкцию.

Массаж и гимнастику проводят всегда в одно и то же время — за 30 мин до еды или через 40 — 80 мин после нее. Продолжительность занятий — от 5 до 12 мин; каждое упражнение повторяют от 2 до 4 — 6 раз.

Физические упражнения и игры для детей 1 — 3 лет подбирают в соответствии с их физическим и психическим развитием, а также с учетом двигательных умений.

Основные задачи занятий гимнастикой в этом возрасте: формирование двигательных навыков — ходьбы, бега, лазания, бросания, развитие ловкости, согласованности движений, равновесия; воспитание правильной осанки при выполнении упражнений из различных исходных положений способствовало формированию правильного свода стопы специальными упражнениями.

«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева



Прямое облучение проводят в отсутствие детей в помещении, обычно в часы их прогулок, во время занятий в других помещениях или ночью, когда детей нет в помещении. Неэкрапированные («голые») лампы устанавливают из расчета 2 — 3 Вт потребляемой из сети мощности на 1 м3 помещения. Например, при объеме помещения 30 м3 необходимы 4 — б ламп…

Этот возраст характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. По мере совершенствования основных двигательных навыков ребенок все больше соприкасается с окружающим миром. Нервная система детей этого возраста очень пластична и различные раздражения внешней среды рефлекторным путем способствуют развитию и совершенствованию функций клеток коры большого мозга. У ребенка легко образуются новые условные связи, а потому для гармонического…

Индивидуальные облучения

Индивидуальные облучения обычно проводят детям раннего возраста (первых 3 лет жизни), когда не представляется возможным организовать групповое облучение. При необходимости индивидуально облучают и более старших детей. Для индивидуальных облучений целесообразно использовать длинноволновой ультрафиолетовый облучатель (стационарный) для индивидуальных общих облучений (ЭОД-10). Облучатель представляет собой Н-образную площадку на штативе, в двух блоках которой горизонтально расположены 6 ламп…

Групповые облучения

Групповые облучения организуют обычно в детских садах, школах, детских санаториях в специальных помещениях — фотариях, или в приспособленных помещениях при плавательных бассейнах, душевых и др. Для облучений небольшой группы детей (8 — 10) применяют облучатель ультрафиолетовый длинноволновый для групповых общих облучений передвижной (ЭГД-5). Этот облучатель из 9 ламп ЛЭ-30 помещается в центре круга и на…

Малая интенсивность излучения люминесцентных эритемных ламп (они в 80 — 100 раз слабее излучения ртутно-кварцевых ламп) позволяет их использовать в УФ-облучательных установках длительного действия в системе искусственного освещения помещений, при этом предусматривается раздельное включение и выключение эритемных и осветительных ламп. Условия облучения при такой форме компенсации УФ-недостаточности приближаются к естественным, т. е. ежедневная профилактическая доза…