11 ноября 2011

Комнатные воздушные ванны

Комнатные воздушные ванны (дозированные) в прохладные сезоны года проводят в предварительно хорошо проветренном помещении. Начинать их можно с двухмесячного возраста и следует проводить регулярно. Во время процедуры ребенка обнажают вначале на 2 — 3 мин при температуре воздуха в помещении 20 — 22 °С.

В теплое время года комнатные воздушные ванны можно проводить при открытых окнах. Продолжительность ванны увеличивают на 1 — 2 мин через каждые 2 — 3 дня и доводят до 10 — 15 мин у детей до 6 мес и до 20 — 25 мин у детей старше 6 мес. Проводить их можно два раза в день. Для ослабленных детей температура воздуха в помещении должна быть соответственно выше и продолжительность процедуры в начале курса короче (в 1 1/2 — 2 раза).

Таким детям воздушные ванны можно проводить с частичным обнажением тела. Во время воздушной ванны ребенка несколько раз поворачивают со спины на живот с тем, чтобы за время воздушной ванны подвергнуть равномерному воздействию всю поверхность тела.

Целесообразно сочетать их с гимнастикой и массажем. В холодные сезоны года детям старше 1 года воздушные ванны можно проводить в помещении с постепенным снижением температуры воздуха на 1 — 2 °С путем предварительного проветривания. При этом температуру комнаты с 22 — 23°С снижают до 18 °С (для детей до 2 лет), до 16 °С — для детей 2 — 3 лет и до 15 °С — для детей старше 4 — 7 лет.

Дети дошкольного возраста комнатные воздушные ванны могут принимать во время спокойных игр, вначале одетые с засученными рукавами, в легкой одежде, обуви без чулок, а затем в майках и трусах. Продолжительность первой воздушной ванны у детей 2 — 3 лет — 3 — 5 мин.

Через каждые 2 — 3 дня ее увеличивают на 2 — 3 мин и в течение 1 ½ мес доводят до 20 — 25 мин. У детей 4 — 5 лет продолжительность первой воздушной ванны 5 мин, у детей 5 — 7 лет — 8 мин. Постепенно продолжительность ванны доводят до 25 — 30 мин.

Для ослабленных детей начинают комнатные воздушные ванны с 2 — 3 мин, а снижение температуры помещения и облегчение одежды производят медленнее. Летнее время года является наиболее благоприятным периодом для закаливания детей на открытом воздухе.

Воздушные ванны на открытом воздухе

Воздушные ванны на открытом воздухе с полным или частичным обнажением тела относят к активным формам закаливания (аэротерапия). Основным действующим началом, обусловливающим методику и дозировку, является температура воздуха.

Определенное значение имеет и влажность его. Влажный воздух вследствие высокой теплопроводности водных паров отнимает от тела больше тепла, чем сухой. Ветер также является сильным раздражителем, он усиливает охлаждающее действие воздуха и увеличивает потери тепла. Благоприятное влияние на организм при воздушных ваннах оказывает рассеянная солнечная радиация, богатая биологически активным УФ-излучением.

Воздушные ванны оказывают легкое тонизирующее, закаливающее, а также успокаивающее действие. Они способствуют десенсибилизации организма, особенно полезны детям с аллергической реактивностью, часто болеющим, детям с туберкулезной интоксикацией. Воздушные ванны проводят как самостоятельные закаливающие процедуры, а также применяют как более щадящие подготовительные процедуры перед началом солнечных ванн и морских купаний. Проводят воздушные ванны в солнечной тени — под тентом, в тени деревьев, в местах, защищенных от ветра.

В детских санаториях их можно проводить на открытых верандах, климатопавильонах, под жалюзийным тентом на берегу моря.

Начинать воздушные ванны можно детям с 2 — 3-месячного возраста, однако в процессе закаливания обнажать ребенка раннего возраста следует постепенно — вначале руки, ноги, а затем по частям туловище.

Дети старше 1 1/2 лет могут принимать воздушные ванны в одних трусах.

«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева



Прямое облучение проводят в отсутствие детей в помещении, обычно в часы их прогулок, во время занятий в других помещениях или ночью, когда детей нет в помещении. Неэкрапированные («голые») лампы устанавливают из расчета 2 — 3 Вт потребляемой из сети мощности на 1 м3 помещения. Например, при объеме помещения 30 м3 необходимы 4 — б ламп…

Для всестороннего гармонического развития растущего человека, для формирования приспособительных механизмов необходимо с раннего возраста систематически укреплять его, закалять самыми разнообразными формами и средствами физического воспитания естественными факторами природы — воздействием солнечных лучей, воздуха, воды, а также физическими упражнениями, играми, спортом. Наряду с укреплением опорно-двигательного аппарата, воспитанием правильной осанки физические упражнения благоприятно влияют на функцию органов…

Этот возраст характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. По мере совершенствования основных двигательных навыков ребенок все больше соприкасается с окружающим миром. Нервная система детей этого возраста очень пластична и различные раздражения внешней среды рефлекторным путем способствуют развитию и совершенствованию функций клеток коры большого мозга. У ребенка легко образуются новые условные связи, а потому для гармонического…

Индивидуальные облучения

Индивидуальные облучения обычно проводят детям раннего возраста (первых 3 лет жизни), когда не представляется возможным организовать групповое облучение. При необходимости индивидуально облучают и более старших детей. Для индивидуальных облучений целесообразно использовать длинноволновой ультрафиолетовый облучатель (стационарный) для индивидуальных общих облучений (ЭОД-10). Облучатель представляет собой Н-образную площадку на штативе, в двух блоках которой горизонтально расположены 6 ламп…

Групповые облучения

Групповые облучения организуют обычно в детских садах, школах, детских санаториях в специальных помещениях — фотариях, или в приспособленных помещениях при плавательных бассейнах, душевых и др. Для облучений небольшой группы детей (8 — 10) применяют облучатель ультрафиолетовый длинноволновый для групповых общих облучений передвижной (ЭГД-5). Этот облучатель из 9 ламп ЛЭ-30 помещается в центре круга и на…