11 ноября 2011

Правила проведения закаливания

Закаливание ребенка надо начинать с первых недель жизни и систематически проводить его в дальнейшем; с возрастом меняются лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

Приступать к закаливанию можно в любые сезоны года, но наиболее благоприятным является теплое время. Индивидуальный подход требует учета возраста, физического развития ребенка, состояния здоровья. Надо учитывать и степень термоадаптации ребенка, условия жизни и воспитания. Особенно нуждаются в закаливании дети ослабленные, больные рахитом, часто болеющие респираторными заболеваниями, дети с хроническими бронхолегочными заболеваниями, ревматизмом, у которых значительно нарушена общая резистентность организма. У этих детей можно применять многие виды закаливания, но приступать к ним следует только в период ремиссии.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю.

При регулярных процедурах последующие раздражения падают на следы, оставшиеся от предыдущих, постепенно меняется характер ответной реакции организма на эти раздражения.

Так, повторяющиеся много раз с определенной последовательностью холодовые воздействия способствуют тренировке терморецепторов, сосудистая реакция на этот раздражитель постепенно угасает, т. е. развивается адаптация. Длительные перерывы в закаливании ведут к ослаблению или к полной утрате приспособительных защитных реакций (дезадаптация).

После прекращения закаливания, обычно уже через 2 — 3 нед появляются признаки дезадаптации и ухудшается реакция на холодовое раздражение. Если перерывы в закаливании связаны с заболеванием ребенка, возобновлять его следует только после полного выздоровления, начиная с относительно более слабых воздействий. Не следует допускать перерывов в закаливании с переменой сезонов года; можно лишь заменить одну форму закаливания другой или изменить методику (общая или местная).

Закаливание осуществляют малыми дозировками раздражителя, следует избегать резких реакций организма при том или ином воздействии, особенно в начале закаливания. Важным условием является постепенное увеличение силы раздражителя в процессе закаливания.

Медленный переход от слабых к более сильным воздействиям особенно необходим для закаливания детей раннего возраста, ослабленных и больных, для которых характерна высокая чувствительность к Холодовым раздражителям.

Например, общие обтирания можно заменить обтиранием отдельных участков тела; вместо общих обтираний провести обливание ног; к солнечным ваннам следует приступать после курса воздушных ванн на открытом воздухе или после предварительных солнечных облучений ограниченных участков тела. Дети с повышенной нервной возбудимостью плохо переносят солнечные ванны, у них этот вид закаливания можно заменить воздушными ваннами или пребыванием на солнце в облегченной одежде в виде прогулок или спокойных игр.

Важным условием является наблюдение за переносимостью процедур и реакциями ребенка на воздействие. Критериями реакции ребенка на закаливание являются самочувствие, настроение, аппетит, сон, динамика массы тела.

Если ребенок в процессе закаливания становится вялым или, наоборот, возбудимым, раздражительным, быстро охлаждается, теряет в массе тела и плохо спит — это может указывать на отрицательное влияние процедур. Снижение дозы или небольшой перерыв в закаливании могут способствовать восстановлению временно нарушенного равновесия. Показателями закаленности являются: улучшение общего состояния и самочувствия детей, уменьшение заболеваемости, благоприятная клиническая динамика у детей с хроническими заболеваниями.

Объективными критериями являются: повышение устойчивости к охлаждению, динамика показателей кожной термометрии и реакция на холодовое воздействие (уменьшение разницы кожной температуры на открытых и закрытых участках тела, снижение непосредственной реакции на холодовой раздражитель, ускорение времени восстановления температуры до исходного уровня после охлаждения и др.).

«Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний»,
А.Н.Обросов, Т.В.Карачевцева



Прямое облучение проводят в отсутствие детей в помещении, обычно в часы их прогулок, во время занятий в других помещениях или ночью, когда детей нет в помещении. Неэкрапированные («голые») лампы устанавливают из расчета 2 — 3 Вт потребляемой из сети мощности на 1 м3 помещения. Например, при объеме помещения 30 м3 необходимы 4 — б ламп…

Для всестороннего гармонического развития растущего человека, для формирования приспособительных механизмов необходимо с раннего возраста систематически укреплять его, закалять самыми разнообразными формами и средствами физического воспитания естественными факторами природы — воздействием солнечных лучей, воздуха, воды, а также физическими упражнениями, играми, спортом. Наряду с укреплением опорно-двигательного аппарата, воспитанием правильной осанки физические упражнения благоприятно влияют на функцию органов…

Этот возраст характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребенка. По мере совершенствования основных двигательных навыков ребенок все больше соприкасается с окружающим миром. Нервная система детей этого возраста очень пластична и различные раздражения внешней среды рефлекторным путем способствуют развитию и совершенствованию функций клеток коры большого мозга. У ребенка легко образуются новые условные связи, а потому для гармонического…

Индивидуальные облучения

Индивидуальные облучения обычно проводят детям раннего возраста (первых 3 лет жизни), когда не представляется возможным организовать групповое облучение. При необходимости индивидуально облучают и более старших детей. Для индивидуальных облучений целесообразно использовать длинноволновой ультрафиолетовый облучатель (стационарный) для индивидуальных общих облучений (ЭОД-10). Облучатель представляет собой Н-образную площадку на штативе, в двух блоках которой горизонтально расположены 6 ламп…

Групповые облучения

Групповые облучения организуют обычно в детских садах, школах, детских санаториях в специальных помещениях — фотариях, или в приспособленных помещениях при плавательных бассейнах, душевых и др. Для облучений небольшой группы детей (8 — 10) применяют облучатель ультрафиолетовый длинноволновый для групповых общих облучений передвижной (ЭГД-5). Этот облучатель из 9 ламп ЛЭ-30 помещается в центре круга и на…