7 августа 2009

Экспериментальная онкология

Экспериментальная онкология обладает способами вызывать опухоли почти любого органа и у любого животного, она может делать опухоли наследственными, перевиваемыми и т. д. Однако все это богатство фактов не дает возможности даже в самой общей форме найти решение вопроса о том, что же определяет конечный эффект в этом запутанном отношении массы этиологических канцерогенных факторов, с одной стороны, и массы разнообразных раков, с другой.

Простота и некоторая наивность эксперимента, так же как и надуманная его сложность, мало помогают понять действительную сложность этого отношения, как оно выглядит у отдельного человека, тем более у человека как вида.

Сложность усугубляется еще и тем, что опухоли в противоположность сердечнососудистым заболеваниям широко распространены в животном царстве. В принципе это делает их асоциальными, т. е. биологическим феноменом, уходящим генетически в далекое прошлое, где и складывались специфические канцерогенные отношения между внутренними и внешними факторами.

Таким образом, атеросклероз, гипертония, рак и другие болезни человека не объяснимы под углом зрения «ближайших» причин или причин индивидуального значения. «Ближайшие причины» и индивидуальность только выявляют болезнь, так или иначе ее окрашивают в отношении времени наступления, локализации, степени и темпов развития. Корни нозологических форм уходят в историческое прошлое человека. Нельзя отрицать, что в индивидуальной жизни часто содержатся поводы к развитию болезней, включая те или иные случайности (травма, переутомление и т. п.).

Поводом могут быть и чисто физиологические процессы: старение, беременность, роды и т. п.

Поскольку подлинная история болезни (в ее номенклатуре) не является историей болезни конкретного больного, снова встает вопрос о лечении больного и болезни. Лечение больного, а не болезни остается непоколебимым законом медицинской практики (терапевтической, хирургической, психиатрической и т. д.). Это лечение направлено на устранение субъективных страданий, на восстановление трудоспособности, пусть при не вполне устраненных и даже неустранимых морфологических и функциональных дефектах.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:





Медицинская практика, склонная усматривать в этиологии болезни лишь факторы сегодняшнего дня, т. е. такие воздействия на организм, которые могут иметь место внутриутробно и постнатально, соответственно сузила объем профилактических мероприятий, занизив их уровень. Профилактика обычно ограничивается тем, что может быть почерпнуто путем изучения текущей заболеваемости и смертности, статистический метод в этом изучении является преобладающим. С каждым…

Отдельный больной отражает лишь частный случай, индивидуальный вариант какой-то общей закономерности, лежащей в основе атеросклероза вообще, рака вообще, и задачи теории заключаются в изучении этих общих закономерностей, создающих стереотип болезни, повторяющийся на протяжении веков. Не ясно, например, почему именно эти стереотипы стали принадлежностью homo sapiens и какую роль при этом играет высшая нервная деятельность как…

Несколько иначе стоит вопрос в отношении профилактики. Разумеется, органы здравоохранения всегда будут озабочены тем, чтобы устранять или смягчать вредности, воздействующие на конкретного человека и на население в целом. Но было бы близорукостью в этих заботах сегодняшнего дня, направленных на сегодняшнего человека, видеть завершение забот профилактики вообще. Профилактическое направление в медицине требует особого внимания не только…

Современная профилактика потому нас не удовлетворяет, что она строит свои мероприятия, исходя из нужд сегодняшнего дня или теорий, сложившихся на фоне антиисторических представлений о возникновении болезней, а именно из ложных убеждений, что этиологические факторы следует искать в пределах индивидуальной жизни или в пределах одного поколения. Фактически же подлинная история болезни (атеросклероза, гипертонии, шизофрении, рака и…

В теоретической медицине мы не знаем определенного решения вопроса о соотношении понятий этиология и патогенез, хотя казалось бы «сферы влияния» обоих понятий явно отличны: этиология — это внешнее, патогенез — это внутреннее, т. е. организм, по-своему преломляющий внешнее. Но уже на примере врожденных и наследственных заболеваний может быть показано, что каких-то вполне четких граней между…