6 августа 2009

Аллергические заболевания

Трудно дать «каталог» аллергических заболеваний, да вряд ли в этом есть и необходимость, так как любой процесс в каких-то условиях из нормергического может превратиться в аллергический, будет ли это гипергия или гиперергия, т. е. пониженная реактивность или повышенная.

Опыт по воспроизведению у животных аллергических реакций, местных и общих, говорит о том, что эти реакции сформировались в отдаленном филогенезе, однако своего высшего развития они достигли у человека, а в естественных условиях являются фактически привилегией человека.

В то же время аллергические заболевания типа бронхиальной астмы, узловатого периартериита, гломерулонефрита, острого суставного ревматизма, как и частные аллергические симптомы, возникающие в ходе любых заболеваний (инфекционных, неинфекционных), а также при лекарственных интоксикациях, при воздействии вакцинами, сыворотками и т. д., представляет собой в основном индивидуальный феномен.

С одной стороны, аллергические заболевания отражают широту деятельности человека, соприкосновение его с огромным и все возрастающим количеством «аллергенов», которые сенсибилизируют организм, попадая в него самыми различными путями (энтерально, парентерально). С другой стороны, именно эти заболевания индивидуально окрашивают всю заболеваемость человека, придавая ей черты чегото очень изменчивого, случайного и даже парадоксального.

Процессы сенсибилизации учащаются и усиливаются с возрастом, т, е. по мере увеличения контактов с внешней средой, а также по мере развития физиологических механизмов, регулирующих специфические и неспецифические реакции. Аллергические реакции могут воспроизводиться на самой разнообразной субстратной основе.

Едва ли не самым важным, во всяком случае самым древним «исполнительным» механизмом в проявлениях аллергических реакций служат гладкомышечные аппараты сосудов, кишечника, бронхов, приходящие в состояние крайнего сокращения, нередко претерпевающие при этом изменения типа фибриноидного некроза.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:





Уже давно эта проблема поделена между биологами, изучающими «физиологическую» регенерацию, и патологами, изучающими «патологическую», или так называемую репаративную, регенерацию. Крайняя искусственность такого деления явствует уже из того непреложного факта, что все виды репаративной регенерации (заживление под струпом, первичное натяжение, вторичное натяжение) представляют собой элементарные условия жизни, поскольку травматические воздействия и другие нарушения целости тканей сопровождают…

Структура сосудистых стенок, огромные количества нервных аппаратов, заложенных по ходу сосудов, повсеместное рассеивание в сосудах рефлексогенных зон, регулирующих состояние сосудистого русла — все это, с одной стороны, подчеркивает огромное значение сосудисто-нервных аппаратов как приспособительной системы, с другой стороны, определяет априорную возможность отклонений в деятельности этих аппаратов, учитывая высокие степени лабильности сосудистой системы вообще. Эти возможности…

На примере воспаления и регенерации легко убедиться, что это не какие-то особые «патологические» процессы, а, это все те же нормологические, биологические процессы глубокого приспособительного значения. «Патология» — это термин, рожденный интроспективными субъективными представлениями о болезнях. Биологический аспект объединяет физиологию и патологию в пределах одного и того же качества. Это качество — приспособление как основа жизни….

В атеросклерозе и в гипертонической болезни вскрывается именно биологическая, приспособительная основа болезни, характеризующая не просто патологию, а прежде всего особую деятельность человека или особые условия этой деятельности. Если этиология есть учение о причинно-следственных отношениях, то, очевидно, что и этиологические факторы, касающиеся гипертонии, атеросклероза следует искать в отношениях, которые складываются между жизнедеятельностью человека и сердечнососудистыми реакциями,…

Медицина — это прежде всего наука, т. е. теории и гипотезы, которые, как и во всех других разделах науки, кладутся в основу практики. Следовательно, медицинская практика должна основываться на научно-теоретических данных, проверяя, обогащая и развивая их. Медицинская практика, лишенная указанного основания, становится просто частной практикой или профессиональной деятельностью. Эмпиризм и здравый смысл расширяют нашу деятельность,…