6 августа 2009

Регенерация

Уже давно эта проблема поделена между биологами, изучающими «физиологическую» регенерацию, и патологами, изучающими «патологическую», или так называемую репаративную, регенерацию. Крайняя искусственность такого деления явствует уже из того непреложного факта, что все виды репаративной регенерации (заживление под струпом, первичное натяжение, вторичное натяжение) представляют собой элементарные условия жизни, поскольку травматические воздействия и другие нарушения целости тканей сопровождают человека на протяжении всей его жизни, начиная со дня рождения (родовая травма).

Организм млекопитающих, в частности человека, выработал в процессе, эволюции указанные формы регенерации, отвечающие характеру и степени повреждения.

Травма и противотравматические структуры, травма и специфические, местные и общие реакции на нее обменного, гормонального и рефлекторного порядка — все это иллюстрирует подлинное единство травмы, воспаления и регенерации. Это единство и лежит, в основе того, что жизнь отдельной особи и жизнь вида находят себе обеспечение.

В этом аспекте должен решаться вопрос и о таком сложном регенеративном процессе, как вторичное натяжение, протекающее с нагноением ран и участием микрофлоры. Постоянное и тесное общение человека с миром микробов создало относительную безопасность даже тяжелых травм, сопровождаемых обширным и грубым разрушением ткани. Эти травмы, как правило, не колеблют естественный иммунитет человека ни к микробам, обитающим на теле, ни к подавляющей массе микробов внешней среды.

«Очищение» раны от всего мертвого, чужеродного, т. е. от всего того, что не может быть освоено во внутренней среде организма, происходит с участием не только мощных протеолитических систем собственных клеток организма, главным образом лейкоцитов, но и с помощью не менее мощных ферментных систем разнообразных микроорганизмов, приспособленных к вегетации на мертвом органическом субстрате и могущих расщеплять этот субстрат.

Сочетание «интересов» раненого организма «интересов» микроорганизмов внешней среды в процессе вторичного, т. е. биологического очищения раны, находит естественнонаучное обоснование в положении о единстве организма и среды.

Только бактериофобия могла «превратить» заживление через нагноение в пресловутую «гнойную инфекцию» с соответствующими аксессуарами, смысл и значение которых сводится к «попаданию» в рану «вирулентных» микробов. Тут и отождествление сапрофитизма с инфекцией, тут и фактическое отрицание одного из важнейших принципов регенерации — вторичного натяжения.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:





Эволюционная теория, подчеркивая прогрессивное развитие органического мира не только не исключает, но и подразумевает возможность регрессивных процессов. Самый процесс приспособления эта теория рассматривает под углом зрения постоянного взаимодействия явлений прогрессивных и регрессивных, тем самым узаконивал группу последних. И чем сложнее организации соответствующих организмов, тем сложнее эти процессы взаимодействия, направленные на освоение новых условий жизни, на…

Изучение атеросклероза показало, что одним из наиболее важных механизмов его развития является увеличенная проницаемость артериальной стенки с пропотеванием в нее белков плазмы, в том числе и крупномолекулярных липопротеиновых комплексов, а также фибриногена. Как правило, эти процессы, оставляющие свой след в виде пятен и бляшек, являются клинически не осязаемыми, как и возрастные приспособительные изменения артерий в…

Экспериментальные аллергические феномены типа Артюса, Санарелли — Шварцмана и др., по-видимому, наблюдаются и у человека. Однако никто не наблюдал у животных ни острого ревматизма, ни бронхиальной астмы, ни отека Квинке, случаи узловатого периартериита у них большая редкость. Приспособительная основа аллергических заболеваний лежит в общебиологической способности организмов хранить, т. е. запечатлевать, раздражения внешнего мира. Реакции типа…

Для медицины основным вопросом будет почему эти, а не какие-то другие болезни возникают у homo sapiens? На этот вопрос можно было бы ответить, что болезни — это видовые формы реакции на внешнюю среду, что, повторяясь бесконечное количество раз эти реакции закреплялись в потомстве, став своеобразными стереотипами. Такой ответ, однако, ничего не объясняет в отношении специфики…

Сосудистый тонус, как и центры, его регулирующие — едва ли не самое важное звено в «исполнительной» деятельности органов и функциональных систем тела. Как известно, этот тонус и в норме в зависимости от возрастных и индивидуальных условий значительно колеблется, делая невозможным абсолютно точное разграничение понятий гипотонии, нормотонии и гипертонии, не говоря о гипертониях и гипотониях регионарного…