Экспериментальная практика - Понятие этиологии - Проблема причинности в медицине - Библиотека доктора - Медкурсор - актуальная медицина
6 августа 2009

Экспериментальная практика

Экспериментальная практика с условными рефлексами убедительно иллюстрирует ту же много-однозначность, где «этиологическими» факторами оказываются любые раздражители, обычно для организма безразличные.

Гипертония — однозначный результат при чрезвычайной многозначности этиологических факторов внешних и внутренних, то уходящих в какие-то соматические процессы, то в эмоциональную сферу. Бесконечный ряд случайностей, связанных, например, с индивидуальностью, т. е. индивидуальным преломлением факторов наследственных, социальных, бытовых, профессиональных, делает указанную многозначность практически необозримой.

Правильно понимаемый принцип причинности, как и принцип детерминизма (закономерная исторически обусловленная связь явлений в природе) отнюдь не равнозначны фатализму, т. е. абсолютной неизбежности тех или иных следствий.

Человеческая практика опровергает метафизическое отождествление причинности и необходимости. Устранение этиологических факторов, целесообразные вмешательства в патогенез болезней, в экологию человека, социальные реформы и т. д. открывают широкий простор для творческой деятельности человека, позволяющей не только познавать законы природы, но и влиять на них с определенными целями, влиять на самое развитие. Нет поэтому и достаточных оснований к противопоставлению понятия развития как чего-то будто бы лишь «репродуктивного» или «стериально-механического» (N. Hartman), понятию причинности с ее подлинно творческим, продуктивным содержанием.

Разумеется, развитие, как саморазвитие, как самодвижение подразумевает прежде всего необходимость, а не случайность, т, е. определенные причинно-следственные отношения, какую-то закономерность. Это, однако, не исключает случайностей, к тому же за случайностями всегда скрывается необходимость, и все закономерности в практике жизни прокладывают себе дорогу через случайности. Это относится к медицине в первую очередь, она апофеоз случайностей, объективно отражающих значение фактора индивидуальности.

В то же время только научный анализ этих случайностей, т. е. конкретных случаев заболеваний может быть основой для выведения частных законов и общих закономерностей.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:



Рассудок склонен рассекать предмет или явление на противополагаемые друг другу части, эти части он изолирует и как бы омертвляет, создавая искусственно разрозненные, неподвижные, «конечные» определения (микроб и организм, раковая клетка и организм; нервная система и организм и т. п.). Но едва ли не самым большим пороком в рассудочном мышлении является игнорирование истории процесса. Между тем…

В медицине вопрос о причинных связях тесно переплетается с вопросом о связях чисто ассоциативных, т. е. закреплением в сознании врачей определенных ассоциаций между явлениями. Эти явления реальны, но даже в совокупности они не дают представления о подлинно причинных связях. В качестве примера таких ассоциаций, симулирующих причинные связи, Бом (Воm) приводит старинное представление о малярии, где…

«Было бы слишком большим упрощением считать, что плазмодий является единственной причиной малярии» (Бом). Не оставляющая сомнения в своей прочности и полезности ассоциация (плазмодий малярия) — все же не дает представлений о подлинных причинных связях тем более, если учесть принципиальные трудности прослеживания всех причинных связей. Из сказанного следует, что однозначная, линейная этиология, при которой плазмодий и…

Нельзя понять законы частных инфекций вне общих закономерностей, определяющих взаимоотношение макро и микромира: та или иная инфекция (тиф, грипп и т. д.) это частное производное таких взаимоотношений, а в этом частном заключено конкретное, единичное, индивидуальное и в то же время самое реальное, т. е. отдельно взятый больной человек. Невозможно до конца понять это единичное, не…

Учение Фракасторо (Fracastoro, 1458—1553) о трех видах причин — самых общих и самых отдаленных, более близких и более частных, самых близких и собственных — отражало правильную догадку о том, что причины болезней не сводимы к факторам сегодняшнего дня, т. е. к причинам частным, близким, самым близким и «собственным». Об отдаленных (внешних) причинах и ближайших (внутренних)…