6 августа 2009

Методологическая ошибка

Методологической ошибкой является самый факт отнесения понятия этиологии к миру лишь патологических явлений. С не меньшим правом мы можем говорить и об этологии здоровья. Это и будет основой гигиены.

Принцип, по которому возникающие в организме процессы связывались облигатно с видимой внешней причиной (causa externa), не анализируя внутренних причин (causa interna), т. е. биологической обусловленности возникновения этих процессов, является типичным, отражением периода детства медицины.

К тому же периоду относится и стремление, проникшее в теоретическую медицину, создавать при объяснении загадочных явлений природы антропоморфный образ мира, стремление к интроспекции, а также к религиозно-мистическим, образам «олицетворенных деятелей» как прямых и единственных виновников болезненного процесса. С помощью этих «деятелей» легко вырабатывались «шаблоны причины» (И. М. Сеченов), шаблоны действия и шаблоны мышления, сводившиеся в конечном итоге к положению, что причина равна действию, что специфика инфекции определяется инфектом, т. е. «природой микроба», и т. п.

Все это создавало лишь видимость знания и в какой-то мере укрепляло гносеологические корни религии, мистики и демонизма далекого прошлого с пропагандой ложных идей «агрессии», «борьбы», «защиты», «вирулентности», «патогенности», уводящих научно-исследовательскую мысль в область субъективных, телеологических представлений, т. е. в сторону от познания подлинных причин явления.

В результате субъективных переживаний, чувственного опыта, элементов страха и веры человек легко переносит общественные отношения людей на частые предметы природы (микробы, лейкоциты, раковые клетки и т. д.), приписывая этим предметам мысли, цели, желания. Ведь именно, исходя «из субъективных потребностей», люди «заменяют… многое одним, бесконечную сумму причин одной причиной» (Л. Фейербах). А между тем в природе нет «чистых», т. е. обособленных явлений. Это лишь «…узость, однобокость человеческого познания, не охватывающего предмет до конца во всей его сложности».

В учении об этиологии, как оно сложилось в современной практической медицине, очень большое значение получил чисто рассудочный момент. Именно ему так свойственны полярные и контрарные т.е. жесткие, разделения явлений природы (внешнее — внутреннее, физиология — патология, болезнь — здоровье). Рассудок же вносит в определение объективных явлений природы и оценочный принцип, прибегая к понятиям добра и зла, прогрессивного и регрессивного, совершенного и несовершенного и т. п.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:



Все явления природы детерминированы и подчиняются общим закономерностям, все частные законы отражают те или иные взаимосвязи явлений объективного мира. Очевидно, и этиология должна быть прежде всего учением о таких связях: самые связи должны обладать свойствами закона и как всякий закон должны иметь относительную устойчивость, упорядоченность и повторяемость в своих проявлениях. Этиология как учение может развиваться…

В противовес каузальному мышлению с древнейших времен существовало мышление, основанное на чисто рассудочных, созерцательных представлениях, легко обобщающих частные связи или наделяющих отдельные причины свойствами или значением «главных», «решающих», «производящих», «конечных», «побочных», и т. д. Причины и действия здесь выглядят изолированными, связи — чисто линейными, полная связанность каузальных моментов отсутствует, как и связи с какими-либо законами….

Не терминологическая, а методологическая небрежность лежит в основе объединения, поскольку содержанием понятия «этиология» действительно становится отдельный, т. е. вырванный из причинных связей, «этиологический» фактор. Если мы, к примеру, откроем Большую медицинскую энциклопедию и познакомимся со статьей «Брюшной тиф», то под заголовком «Этиология» найдем лишь трактат о возбудителе. Так же обстоит вопрос с этиологией гриппа, кори…

Практическая медицина вправе несколько упрощать постановку сложных вопросов теории, уходящих своими корнями в проблемы общей биологии. Она всегда это и делала, побуждаемая (высокогуманными целями помогать больному человеку, даже не зная точно причин и сущности болезни, руководствуясь лишь наблюдениями и жизненным опытом. Практическая медицина и дальше вынуждена будет несколько «огрублять» действительность, следуя совету Куллена, согласно которому…

Все законы природы отражают существенные отношения и объективные связи между предметами. Но оценка существенного не может быть подчинена нашему субъективному желанию, т. е. такой точке зрения, которая, по нашему мнению, лучше всего освещает явление. Не может быть опоров о том, играет ли инфект, важную и необходимую роль в возникновении и развитии инфекционного заболевания. Бессмысленно отрицать…