Расчленение медицинских наук - Этиология и сущность болезненного процесса - Проблема причинности в медицине - Библиотека доктора - Медкурсор - актуальная медицина
6 августа 2009

Расчленение медицинских наук

Дисциплинарное, узаконенное в медицинских и научно-исследовательских институтах расчленение медицинских наук, на физиологию и патологию, самое разделение физиологии на «нормальную» и «патологическую» стало тормозом к правильному пониманию сущности явлений. Это расчленение отражает фактически то понимание, которое было когда-то сформулировано Парацельсом в плане натурфилософского формально логического тезиса, фиксирующего контрастность понятий «здоровья» и «болезни».

На самом же деле так называемые патологические процессы и болезни — это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряженных с субъективным страданием (pathos). «Стесненная в своей свободе жизнь» (К. Маркс, определение болезни) не перестает быть приспособлением.

Болезнь — это тоже жизнь, а следовательно, и приспособление организма к особым условиям существования.

В основе всей пышной, громоздкой медицинской терминологии даже с поправками на условность терминов лежит субъективная оценка болезненных явлений, будто бы качественно, т. е. по своей сущности, отличных от явлений физиологических.

На самом деле физиология и патология — это разделы одной науки — биологии.

Отличия между этими разделами не существенны: и тут, и там главенствуют одни и те же биологические закономерности, но в (разном выражении их частных сторон (количественном, структурном и т. д.).

«Разделение наших знаний на отдельные науки имеет чисто искусственный характер» — писал Пашутин. Это следует отнести и к таким «отдельным» наукам, как физиология и патология. Отличия между физиологией и патологией обусловлены скорее потребностями человека дифференцировать и классифицировать явления природы, особенно тогда, когда он сам в этом очень заинтересован. Физиология и патология, разделенные в принципе, это онтологические абстракции, продукт «внешнего мышления», а не продукт диалектического метода познания.

«Проблема причинности в медицине», И.В.Давыдовский

Читайте далее:



Любая клетка в отношении обменных и энергетических функций представляет собой целостную и, в то, же время как бы «насильственную» структуру, поддерживаемую лишь постоянным притоком энергии. Это обеспечивает самопостроение и самовоспроизведение клеточной протоплазмы как динамической системы. В рамках клеточных структур идет непрерывное разрушение (гидролиз) и созидание (синтез), что является одним из самых существенных принципов жизни. Массивные…

Голодание человека как массовое явление социально обусловлено, но в принципе оно может и не иметь такой связи (непроходимость пищевода и т. п.). Однако сущность голодания, какова бы ни была его этиология, остается биологическим феноменом, человек и животное здесь существенных различий не имеют: утилизация внутренних ресурсов собственного тела подчиняется и тут, и там определенным биологическим закономерностям…

Гипертония — человеческая болезнь, ее этиология очевидно социальна. Она, как и атеросклероз, обусловлена природой человека. Вот (почему с таким трудом и лишь фрагментарно она может быть воспроизведена у животных. И все же сущность гипертонической болезни биологическая, она отражает свойство такого высокоорганизованного существа, как человек, приспосабливаться к соответствующим условиям жизни, используя аппарат кровообращения, а также соответствующие…

Болезни человека, так же как его инстинкты, безусловные, условные рефлексы, формировались под действием экологически адекватных раздражителей внешней среды. Самым общим принципом такого формирования, т. е. его верховным законом и сущностью, является приспособление человека к условиям существования. Здесь же вырисовывается как бы «центральный пульт» управления по раскрытию всех «частных» закономерностей в патологии и нозологии. Так называемые…

Между физиологией и патологией нет ни абсолютного тождества, ни абсолютного различия. Перед лицом законов биологии они образуют единство. Это единство биологическое, оно аннулирует грани между нормальным и ненормальным, прекрасным и уродливым, прогрессивным и регрессивным, доброкачественным и злокачественным, совершенным и несовершенным. Все знания человека являются знаниями для человека, для его практики. Так создавалась в старой философии…