Роль нейромедиаторных систем головного мозга в процессах фиксации и хранения энграмм

Авторы считают, что низкая активность АХЭ облегчает формирование кратковременной памяти, но замедляет процесс консолидации временных связей. Все эти данные подтверждают гипотезу P. L. Carlton (1969), который рассматривает ацетилхолин как тормозной компонент системы, контролирующей определенные типы условного поведения. Об этом же свидетельствуют данные о повышении содержания ацетилхолина в мозге подопытных крыс при условнорефлекторном торможении эмоциональной реакции…

Возможно, что гипотеза J. A. Deutsch не применима ко всем типам обучения, так как не учитывает третий компонент холинергической системы — холинацетилтрансферазу (ХА) — фермент, синтезирующий ацетилхолин в мозге. Еще в 1968 г. P. Slater впервые показал, что вещества, снижающие уровень ацетилхолина в мозге (гемихолиний, триэтилхолин), усиливают вызванную скополамином амнезию навыка избегания электрошока у крыс…

Роль ацетилхолина в обучении и хранении выработанных навыков неизмеримо возрастает, если учесть, что гидролизующий его фермент синтезируется на матрице РНК [Кометиани П. А., 1976]. Известно, что пуромицин и циклогексемид — ингибиторы синтеза белка — подавляют также синтез и аксональный транспорт АХЭ в головном мозге животных и человека [Zech R., 1975; Moss D. E. et al.,…

Так, по данным G. Bignarni с соавт. (1979), физостигмин в небольших дозах (0,05—0,75 мг/кг) нарушал реакцию активного избегания электротока в камере с двумя дорожками. Авторы предположили, что изменение поведения в большей степени связано с действием физостигмина на двигательные компоненты специфического навыка. Кроме того, было установлено, что холинергические соединения усиливают торможение инструментальных реакций, не сопровождающихся подкреплением,…

Влияние н-холинореактивных систем головного мозга на обучение и хранение информации при их активации нхолиномиметическими веществами, в частности никотином, показало, что в целом их эффекты совпадают с эффектами антихолинэстеразных соединений. Так, в умеренных дозах никотин облегчал обучение у разных видов животных [Fulginiti S. et al., 1973] и увеличивал максимальное время появления отсроченных реакций у собак [Бородкин…

Механизм влияния никотина на процессы хранения информации заключается в следующем. Никотино-чувствительные рецепторы активируются за счет высвобождения ацетилхолина [Hrdina P. D., 1974]. Кроме того, никотин усиливает высвобождение катехоламинов [Крылов С. С, 1972], а также увеличивает секрецию некоторых пептидных гормонов, в первую очередь АКТГ и вазопрессина [Bisset G. W. et al., 1975; Balfour D. J. R. et…

Очень важные данные были получены в нашей лаборатории Н. А. Лосевым (1976). В условиях острого эксперимента на кроликах популяцию нейронов коры больших полушарий «обучали» работать в определенном диапазоне частот. При нарушении заданного ритма автоматически включалось болевое раздражение передней лапы животного электрическим током. В 64 % случаев наблюдалось устойчивое повышение частоты разрядов нейронов через 6—10 мин…