5 июля 2011

Холинергические средства

Холинергические средства являются высокоактивными в отношении памяти, особенно у лиц с низкими способностями к обучению [Drachman D. Н., 1978]. В частности, вещества, повышающие функцию холинергической биохимической системы (антихолинэстеразные средства, мхолиномиметики, холин), как правило, в небольших дозах улучшали функцию памяти у здоровых испытуемых [Drachman D. A. et al., 1974; Weingartner H. et al., 1979], а мхолинолитики (атропин, скополамин и др.) нарушали ее [Трауготт Н. Н. и др., 1968; Drachman D. A. et al., 1974; Peterson D. W., 1977, и др.]. В то же время четкого представления о влиянии холинергических веществ на различные этапы формирования энграммы памяти у человека пока не имеется.

Считается, что наиболее выраженное действие они оказывают на процесс консолидации и кратковременную память. Однако во многом это определяется дозой вещества.

Так, по данным D. A. Drachman с соавт. (1974), физостигмин в малых дозах улучшал как то, так и другое, хотя при применении в большей дозировке он не влиял на процесс консолидации, но нарушал кратковременную память [Davis D. L. et al., 1976]. Нужно еще раз подчеркнуть, что, оценивая влияние фармакологических препаратов на функцию памяти у человека, следует учитывать их действие на ряд психических особенностей данного индивида, базу этой функции. Так, по данным Н. Н. Захаровой (1973), холинергические препараты оказывают четкое влияние на процессы восприятия и эмоциональную деятельность человека. Кроме того, они обладают выраженным действием на процессы внимания. Поэтому вполне закономерно, что S. Р. Меwaldt и соавт. (1979) считают, что холинергические препараты могут влиять на память человека не только за счет действия на ее собственные механизмы, но и за счет изменения общей активности головного мозга.

В последние годы в связи с увеличением продолжительности жизни возрос интерес к проблеме памяти и ее расстройствам у лиц пожилого возраста. По мнению ряда авторов [Schubert Р., 1978; Terry R. D., 1978; Domino F., 1978, и др.], ведущая роль в возрастных нарушениях памяти принадлежит снижению активности холинергической системы головного мозга. В этом случае отмечаются дефицит кратковременной памяти, снижение ориентировочных реакций, нарушение процессов воспроизведения, низкая переносимость мхолинолитиков, изменяется реактивность к введению психостимуляторов. Возникает проблема индивидуальной дозировки лекарственных препаратов у пожилых больных.

Нужно отметить, что не все авторы, рассматривающие понижение активности холинергической биохимической системы головного мозга в качестве основной причины нарушения функции памяти в пожилом возрасте, правильно оценивают результаты своих исследований. Например, D. A. Drachman и J. Levitt (1974) обнаружили, что нарушения памяти у молодых здоровых испытуемых, обусловленные действием мхолинолитика скополамина, сходны с возрастными нарушениями памяти у пожилых лиц.

И только на этом основании авторы заключили, что решающим фактором в расстройстве функции памяти у старых людей является нарушение деятельности холинергической системы. Подобный вывод, безусловно, нельзя считать обоснованным, поскольку идентичные нарушения памяти у здоровых испытуемых могут вызвать и вещества с совершенно иным механизмом действия. В частности, по данным М. Т. Jones с соавт. (1979), транквилизатор диазепам и мхолинолитик скополамин вызывают почти равноценный эффект. Повидимому, более правильно предположение, что расстройства памяти при нормальном и патологическом старении связаны с полимедиаторными нарушениями, т. е. с понижением активности практически всех медиаторных систем головного мозга. Действительно, по данным P. Davies (1978) и других авторов, при старении происходит постепенное снижение синтеза практически большинства медиаторов ЦНС. Так, к возрасту 90 лет общий уровень их составляет только 30—60 % от исходного в молодом возрасте.

При некоторых заболеваниях, в частности при сенильной деменции типа Альцгеймера, наблюдается повышенная недостаточность ферментов, связанных с метаболизмом ацетилхолина. Так, активность холинацетилтрансферазы и ацетилхолинэстеразы в коре больших полушарий таких больных снижена по сравнению с контрольной группой лиц соответствующего возраста на 10—20 %.

Учитывая взаимосвязь в деятельности всех биохимических систем головного мозга, можно предположить, что улучшения функции памяти у лиц со старческими ее нарушениями можно достичь, воздействуя только на определенную биохимическую систему как на одно из звеньев цепи патологических нарушений. Например, предшественник синтеза ацетилхолина — холин — в больших дозах улучшает память у больных с диффузными органическими заболеваниями головного мозга [Kolata K, 1979]. В то же время антихолинэстеразные средства, повышающие уровень эндогенного ацетилхолина, не оказывают влияния на функцию памяти у больных старческим слабоумием [Chek E., 1978].

Возможно, что в таких случаях меры, направленные на усиление синтеза медиатора, явятся более плодотворными, чем мероприятия, связанные с понижением активности процессов его катаболизма. Кроме того, необходим дифференцированный подход к лечению нарушений памяти в каждом конкретном случае. В частности, по данным Е. Chek (1978), антихолинэстеразные средства, неэффективные при диффузной органической патологии мозга, оказывали положительное действие при расстройствах функции памяти в случае очаговых нарушений мозгового кровообращения. Эти соединения также улучшали процессы памяти, нарушенные электрошоковой терапией [Тибилова А. У. и др., 1977].

Препараты, нарушающие мнестические процессы у человека, в определенных случаях могут также использоваться в психиатрической практике. В частности, центральные мхолинолитики в больших дозах, обусловливающие появление коматозного состояния (атропиновая кома), применяются в последние годы для лечения шизофрении и некоторых навязчивых состояний [Славутская А. Я и др., 1969; Харитонов Ф. А. и др., 1977].

По-видимому, максимально блокируя холинорецепторы матрицы устойчивого патологического состояния и головного мозга в целом, нарушая интрацентральные взаимосвязи между отдельными элементами не только такой матрицы, но и всего мозга, понижая активность восходящей активирующей системы с одновременным повышением возбудимости ряда лимбических образований [Бородкин Ю. С, 1972], мхолинолитики дезорганизуют функционирование матрицы конкретного устойчивого патологического состояния и тем самым оказывают положительный эффект.

«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:





На основании немногочисленных данных о влиянии серотонина на мнестические функции, можно прийти к заключению, что он не имеет существенного значения в процессах обеспечения памяти человека. Например, применение предшественника синтеза серотонина — 5-окситриптофана — нарушало процессы концентрации внимания, изменяло эмоциональный фон, вызывало вегетативные проявления, но не нарушало функцию памяти, хотя уровень серотонина в крови по сравнению…

Можно предполагать, что при применении как РНК, так и отдельных нуклеотидов происходит усиление синтеза эндогенной РНК, что, в свою очередь, может являться пусковым моментом активации всего клеточного обмена. В пользу такого предположения говорят и данные Л. Т. Поповой с соавт. (1970) об улучшении кратковременной и долговременной памяти у больных с корсаковским синдромом после применения РНК….

Необходимо отметить, что в настоящее время накопилось достаточно сведений о влиянии адренергических препаратов (сиднокарб, метилфенидат, эфедрин, фенамин) на память здорового человека. Последний, по данным Н. Н. Трауготт и Д. Д. Кауфмана (1971), улучшал ассоциативные процессы, работоспособность и функцию памяти, особенно у лиц с низким исходным объемом запоминания. Напротив, при высоких исходных показателях он не изменяет…