7 июля 2011

Действием на ЦНС этимизола, этипирола и этефила

Этимизол, этипирол и этефил — представители различных групп производных имидазолдикарбоновых кислот — обладают выраженным действием на ЦНС. Наиболее разнообразным и порой противоположным этефилу действием обладают этимизол и этипирол. Например, если этефил в дозах 5—10 мг/кг, подобно кофеину, усиливает ориентировочную реакцию, ускоряет процесс образования временных связей и улучшает условнорефлекторную деятельность белых мышей и крыс, то этимизол (5—10—15 мг/кг) и этипирол (10—20—30 мг/кг) нарушают обучение и условнорефлекторную деятельность белых мышей и крыс, являясь антагонистами кофеина и этефила, а в малых дозах, напротив, подавляют ориентировочную реакцию и улучшают процесс обучения.

Однако условные рефлексы у контрольных животных, а также выработанные на фоне действия этимизола, в отличие от аналогичных рефлексов, выработанных на фоне действия кофеина и этефила, сохранялись без систематического подкрепления в течение длительного времени.

Уже это позволило предположить, что этимизол оказывает выраженное действие или на процесс консолидации, или на длительность хранения выработанного навыка в долговременной памяти. В последующих работах получены факты, подтверждающие наличие у этимизола таких свойств.

В частности, В. А. Крауз (1976) в опытах на собаках установил, что небольшие дозы этимизола (1—3 мг/кг) способствуют улучшению процессов обучения и краткосрочной памяти. В отдельных опытах с тестами на краткосрочную память время запоминания после однократного введения этимизола удлинялось до 2 мес. Однако во всех этих опытах обучение и предъявление тестов на краткосрочную память начиналось через 2—3 ч после однократного введения препарата. Теперь становится понятным, почему этимизол нарушал процесс обучения и условно-рефлекторную деятельность подопытных животных: во-первых, это объясняется большими дозами, которые мы применяли в те годы; во-вторых, — нарушением интрацентральных отношений в первые 1,5—2 ч после инъекции этимизола, а также выраженным влиянием препарата на вегетативные процессы.

В нашей лаборатории Г. Ю. Борисовой (1977, 1980) изучено влияние этимизола и его алкильных производных (аллил и пропилнор-антифеин) на различные этапы выработки навыка условного активного избегания у крыс, а именно: на обучение, консолидацию, воспроизведение и долговременную память.

Все исследуемые препараты вводились подкожно в дозах от 0,5 до 6 мг/кг либо ежедневно за 30 мин до начала опыта (т. е. рассматривалось их влияние на скорость обучения), либо однократно после завершения курса обучения (т. е. исследовалось их влияние на процесс консолидации и длительность хранения приобретенного навыка).

Установлено, что все перечисленные алкильные производные этимизола не вызывают достоверного улучшения выработки навыка условного активного избегания электроболевого раздражения вне зависимости от применяемых доз. О действии этимизола следует рассказать более подробно. Так, скорость усвоения навыка активного избегания у крыс на фоне действия этого препарата (3 мг/кг) в течение первых 3 дней практически не отличалась от аналогичных показателей у контрольных животных.

 Влияние этимизола (3 мг/кг) на правильность ответов у крыс в ситуации активного избегания в челночной камере   Влияние этимизола (3 мг/кг) на правильность ответов у крыс в ситуации активного избегания в челночной камере

По оси абсцисс — дни обучения; по оси ординат — количество правильных ответов в %.

Штриховая линия — опыт; сплошная — контроль.

Однако если 2-дневный перерыв в обучении вызывал у крыс контрольной группы уменьшение количества правильных ответов, то у подопытных животных оно увеличивалось. Исходя из этого, Г. Ю. Борисова решила провести серию экспериментов по выработке навыка активного избегания на фоне действия этимизола (3 мг/кг), рассматривая не суммарный ежедневный прирост положительных ответов, а ход выработки этого навыка на протяжении каждого дня обучения.


Влияние этимизола на скорость выработки реакции
активного избегания у крыс в челночной камере

Влияние этимизола на скорость выработки реакции активного избегания у крыс в челночной камере

Введение этимизола:

а — за 30 мин до начала обучения (3 мг/кг);
б — за сутки до начала обучения (10 мг/кг).

По оси ординат (n) — число положительных реакций в 5 сочетаниях.

Сплошная линия — контроль; пунктирная — опыт.


Как видно из рисунка, у контрольной группы животных после перерыва в 24 ч в начале опыта наблюдалось существенное уменьшение числа положительных ответов по сравнению с концом предыдущего дня. У крыс, которым вводили этимизол, на 2-й день обучения это уменьшение было незначительным, а на 3й день количество положительных реакций возрастало.

На основании этих данных можно думать о том, что этимизол ускоряет процесс консолидации. Действительно, как показала Г. Ю. Борисова, разовое введение этимизола в дозе 3 мг/кг после 5 дней обучения оказывает выраженное положительное действие на длительность хранения приобретенного навыка.

В следующей серии экспериментов Г. Ю. Борисова вводила этимизол в дозе 10 мг/кг за сутки до начала обучения, чтобы снять вегатативные наслоения. Оказалось, что и при таких условиях опыта усредненные кривые обучения сходны с кривыми, полученными в предыдущем эксперименте, т. е. введение этимизола за сутки также предотвращало снижение количества положительных реакций при интервале их тестирования в 24 ч.

Таким образом, показано, что этимизол ускоряет и закрепляет процесс консолидации, способствуя более быстрому переводу информации из кратковременной в долговременную память.

Однако для окончательного решения этого вопроса было необходимо исключить возможность облегчающего влияния этимизола на процесс воспроизведения. С этой целью одной полностью обученной группе крыс за 30 мин до начала тестирования выработанного навыка активного избегания вводился этимизол в дозе 3 мг/кг, а другой — изотонический раствор NaCl. Оказалось, что улучшения воспроизведения выработанного навыка в опытной группе по сравнению с контрольной не наблюдалось.

Помимо этого, было установлено, что этимизол не вызывает эффекта диссоциированного обучения.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев



Установлено, что при повторном тестировании выработанной реакции активного избегания через сутки после окончания обучения число сочетаний, необходимое для осуществления 3 последовательных правильных ответов в контрольной группе подопытных животных, значительно уменьшается. Этот эффект практически отсутствует при тестировании ее спустя 7 сут (выработанный навык полностью утрачен). Введение в этом случае самого аденина увеличивает на 66 % число…

Активация генетического аппарата нервных клеток

В настоящее время сложилось представление, что активация генетического аппарата нервных клеток является пусковым фактором в индукции синтеза макромолекул (РНК, полипептиды), которые принимают участие в процессах обучения и памяти. Одним из важнейших показателей активности генетического аппарата клеток является РНК-полимеразная активность ядер, характеризующая уровень транскрипции хроматина. Поэтому было изучено влияние этимизола на синтез РНК в изолированных ядрах…

Удаление алкильного радикала из первого положения имидазольного кольца

При удалении алкильного радикала из первого положения имидазольного кольца, т. е. при переходе к норантифеину и этефилу, наблюдается выраженная дифференцировка биологического действия препаратов. В частности, эти вещества утрачивают метаболические эффекты, приобретают иной характер действия на высшую нервную деятельность, но сохраняют стимулирующее влияние на функцию дыхания. В то же время электронно-конформационные характеристики этих соединений изменяются незначительно….

Конформационные формы этиразола

Для этиразола также свойственны четыре конформационные формы, причем при переходе из конформации А, которая является наиболее предпочтительной, в конформацию В требуется не 38,4 кДж/моль, как у этимизола, а всего 12,95 кДж/моль. В то же время переход из конформации А в конформацию Б, как и в первом случае, требует всего 1,6 — 1,7 ккал/моль. Следовательно, этиразол…

Этимизол повышал уровень кортикостероидов в плазме крови наиболее эффективно спустя 40 мин после его введения. Эта же тенденция, но, естественно, в меньшей мере, сохранялась и после двусторонней адреналэктомии. Уровень содержания кортикостероидов (мкг) в плазме крови после введения этимизола Группы животных Уровень кортикостероидов через 20 мин через 40 мин Неоперированные: контроль (20) 17,8±2,1 — этимизол (20)…