4 июля 2011

Применение средств с различным механизмом действия

Применение средств с различным механизмом действия позволило нам не только представить возможные биохимические основы этого процесса, но и выявить функциональную организацию центральной нервной системы, обеспечивающую механизмы этой реакции на структурном и системном уровне.

Влияние нейротропных средств на воспроизведение условной реакции пассивного избегания у крыс через 72 ч после окончания обучения

Вещество Доза, мг, кг Восстановление реакции у животныхс амнезией УРПИ в % Амнезия у животных с сохраненной УРПИ в %
Изотонический раствор 20 0
Этимизол 1,5 50* 0
Кофеин 0,5 60 15*
Карбохолин 5,0 36,36 19,35*
0,01 60 19,05*
Ареколин 0,5 50 15*
Никотин 1,0 60* 3,85
Физостигмин 0,2 50 10
Спазмолитин 1,0 10 14,29*
Метамизил 0,5 60* 15*
5,0 20 18,75*
ИЭМ-506 5,0 50 5
30,0 20 20*
Фенамин 2,0 60* 5
L-ДОФА 150,0 80*** 35***
Изадрин 2,5 40 20*
Феноксибензамин 10,0 40 10
Пропранолол 5,0 20 20*
а-метил-р-тирозин 60,0 50 20*
Дисульфирам 300,0 80*** 10
Апоморфин 5,0 30 20*
Галоперидол 3,0 50 25**
5-окситриптофан 300,0 70*** 25***
Дезерил 0,5 60* 20*
ГАМ К 200,0 70** 0
Пикротоксин 0,5 50 25**
Гистидин 300,0 60* 10
Тавегил 5,0 30 15**
ИЭМ-1164 10,0 40 10

Примечание

Каждое вещество испытывалось не менее чем на 30 животных. Данные обрабатывали статистически с использованием критерия %2 (Р * < 0,05; Р ** < 0,01; Р *** < 0,001).

Как видно из представленных данных, различные по механизму действия фармакологические препараты вызывают сходный эффект, улучшая (карбахолин, никотин, ГАМК, дезерил, 5окситриптофан, гистидин, L-ДОФА) или ухудшая (этерофен, галоперидол, аметилпаратирозин, кофеин) воспроизведение навыка пассивного избегания.

Неспецифичность действия нейромедиаторных средств, а также выраженный антиамнезический эффект «напоминания» (действие звонка в отличной от обучения обстановке) позволяют предположить, что в механизме деятельности аппарата воспроизведения ведущую роль играет не активация определенной нейрохимической системы головного мозга, а изменение интрацентральных отношений с последующим формированием функциональной организации головного мозга, обеспечивающей реализацию выработанного навыка, в которой могут участвовать разные нейромедиаторные системы (холино, адрено, дофамино, серотонино, ГАМК и гистаминергические).

Полученные данные находятся в полном соответствии с результатами наших предыдущих исследований [Бородкин Ю. С, 1979], согласно которым упомянутые препараты в основном одинаково влияют на обучение и краткосрочную память и процессы воспроизведения.

Соответственно можно предположить, что функциональная организация головного мозга при обучении и краткосрочной памяти сходна с таковой при воспроизведении энграммы. Следовательно, любое фармакологическое вещество или неспецифический раздражитель, обусловливающие функциональную организацию головного мозга, типичную для стадии обучения и краткосрочной памяти, может включать и механизм воспроизведения не только данной, но, вероятно, и любой другой энграммы.

Это в определенной степени согласуется с феноменом диссоциированного обучения (воспроизведение навыка, которому обучали животное на фоне действия какоголибо фармакологического агента, возможно лишь при условии действия того же вещества) и гипотезой П. П. Денисенко (1979) об однородности нейрохимических систем и медиаторов на «входе» и «выходе» системы, регулирующей ту или иную функцию организма, в том числе и память. Повидимому, неспецифичность медиаторного обеспечения формирования энграмм лежит в основе механизмов обратной связи, обеспечивая адаптивный характер изменений функций организма.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:





Ретикулярная формация является одной из важнейших интегративных структур ЦНС, принимающих участие в осуществлении ее различных функций, в том числе и памяти. Контролируя деятельность ряда мозговых образований и определяя в значительной степени уровень бодрствования и внимания, она тем самым обеспечивает необходимые условия для формирования энграммы и особенно для процесса консолидации ее. Так, адекватная стимуляция ретикулярной формации…

Вопрос о функциональном значении мамиллярных тел является не решенным. Существует ряд предположений, согласно которым мамиллярные тела участвуют в регуляции сна, бодрствования и эмоционального состояния, а следовательно, и функции памяти. Некоторые авторы связывают функцию этих образований с механизмами сенсорной памяти, особенно с ее краткосрочной формой [Виноградова О. С, 1975]. Наблюдается зависимость между повреждениями мамиллярных тел и…

Лимбическая кора является высшим звеном лимбической системы. Существует предположение, что она является конечным адресатом для информации, предварительно обработанной нижерасположенными структурами этой системы. Данные о значении лимбической коры в функции памяти чрезвычайно противоречивы. Так, имеются данные о том, что повреждение лимбической коры сопровождается нарушением процесса обучения навыкам активного и пассивного избегания. В другой серии экспериментов такое…

Миндалевидное тело, по представлениям последних лет, имеет непосредственное отношение к восприятию, активному отбору и обработке поступающей информации. Поэтому не случайно, что во многих работах с электрическим раздражением или разрушением этого образования была показана его важная роль в функции памяти и в интеграции пищевого и оборонительного поведения. В частности, повреждение или разрушение миндалевидного тела практически всегда…

Декортицированные животные, как известно, не обладают способностью ж анализу поступающей сенсорной информации и лишь весьма ограниченно способны к простейшим формам обучения. В настоящее время нет сомнений в ведущей роли коры больших полушарий в функции памяти. Однако не все ее отделы равноценны в этом отношении. Большинство исследователей ведущую роль в процессах формирования и хранения энграмм отводят…