Применение средств с различным механизмом действия
Применение средств с различным механизмом действия позволило нам не только представить возможные биохимические основы этого процесса, но и выявить функциональную организацию центральной нервной системы, обеспечивающую механизмы этой реакции на структурном и системном уровне.
Влияние нейротропных средств на воспроизведение условной реакции пассивного избегания у крыс через 72 ч после окончания обучения
Вещество | Доза, мг, кг | Восстановление реакции у животныхс амнезией УРПИ в % | Амнезия у животных с сохраненной УРПИ в % |
Изотонический раствор | — | 20 | 0 |
Этимизол | 1,5 | 50* | 0 |
Кофеин | 0,5 | 60 | 15* |
Карбохолин | 5,0 | 36,36 | 19,35* |
0,01 | 60 | 19,05* | |
Ареколин | 0,5 | 50 | 15* |
Никотин | 1,0 | 60* | 3,85 |
Физостигмин | 0,2 | 50 | 10 |
Спазмолитин | 1,0 | 10 | 14,29* |
Метамизил | 0,5 | 60* | 15* |
5,0 | 20 | 18,75* | |
ИЭМ-506 | 5,0 | 50 | 5 |
30,0 | 20 | 20* | |
Фенамин | 2,0 | 60* | 5 |
L-ДОФА | 150,0 | 80*** | 35*** |
Изадрин | 2,5 | 40 | 20* |
Феноксибензамин | 10,0 | 40 | 10 |
Пропранолол | 5,0 | 20 | 20* |
а-метил-р-тирозин | 60,0 | 50 | 20* |
Дисульфирам | 300,0 | 80*** | 10 |
Апоморфин | 5,0 | 30 | 20* |
Галоперидол | 3,0 | 50 | 25** |
5-окситриптофан | 300,0 | 70*** | 25*** |
Дезерил | 0,5 | 60* | 20* |
ГАМ К | 200,0 | 70** | 0 |
Пикротоксин | 0,5 | 50 | 25** |
Гистидин | 300,0 | 60* | 10 |
Тавегил | 5,0 | 30 | 15** |
ИЭМ-1164 | 10,0 | 40 | 10 |
Примечание
Каждое вещество испытывалось не менее чем на 30 животных. Данные обрабатывали статистически с использованием критерия %2 (Р * < 0,05; Р ** < 0,01; Р *** < 0,001).
Как видно из представленных данных, различные по механизму действия фармакологические препараты вызывают сходный эффект, улучшая (карбахолин, никотин, ГАМК, дезерил, 5окситриптофан, гистидин, L-ДОФА) или ухудшая (этерофен, галоперидол, аметилпаратирозин, кофеин) воспроизведение навыка пассивного избегания.
Неспецифичность действия нейромедиаторных средств, а также выраженный антиамнезический эффект «напоминания» (действие звонка в отличной от обучения обстановке) позволяют предположить, что в механизме деятельности аппарата воспроизведения ведущую роль играет не активация определенной нейрохимической системы головного мозга, а изменение интрацентральных отношений с последующим формированием функциональной организации головного мозга, обеспечивающей реализацию выработанного навыка, в которой могут участвовать разные нейромедиаторные системы (холино, адрено, дофамино, серотонино, ГАМК и гистаминергические).
Полученные данные находятся в полном соответствии с результатами наших предыдущих исследований [Бородкин Ю. С, 1979], согласно которым упомянутые препараты в основном одинаково влияют на обучение и краткосрочную память и процессы воспроизведения.
Соответственно можно предположить, что функциональная организация головного мозга при обучении и краткосрочной памяти сходна с таковой при воспроизведении энграммы. Следовательно, любое фармакологическое вещество или неспецифический раздражитель, обусловливающие функциональную организацию головного мозга, типичную для стадии обучения и краткосрочной памяти, может включать и механизм воспроизведения не только данной, но, вероятно, и любой другой энграммы.
Это в определенной степени согласуется с феноменом диссоциированного обучения (воспроизведение навыка, которому обучали животное на фоне действия какоголибо фармакологического агента, возможно лишь при условии действия того же вещества) и гипотезой П. П. Денисенко (1979) об однородности нейрохимических систем и медиаторов на «входе» и «выходе» системы, регулирующей ту или иную функцию организма, в том числе и память. Повидимому, неспецифичность медиаторного обеспечения формирования энграмм лежит в основе механизмов обратной связи, обеспечивая адаптивный характер изменений функций организма.
«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев
Ретикулярная формация является одной из важнейших интегративных структур ЦНС, принимающих участие в осуществлении ее различных функций, в том числе и памяти. Контролируя деятельность ряда мозговых образований и определяя в значительной степени уровень бодрствования и внимания, она тем самым обеспечивает необходимые условия для формирования энграммы и особенно для процесса консолидации ее. Так, адекватная стимуляция ретикулярной формации…
Вопрос о функциональном значении мамиллярных тел является не решенным. Существует ряд предположений, согласно которым мамиллярные тела участвуют в регуляции сна, бодрствования и эмоционального состояния, а следовательно, и функции памяти. Некоторые авторы связывают функцию этих образований с механизмами сенсорной памяти, особенно с ее краткосрочной формой [Виноградова О. С, 1975]. Наблюдается зависимость между повреждениями мамиллярных тел и…
Лимбическая кора является высшим звеном лимбической системы. Существует предположение, что она является конечным адресатом для информации, предварительно обработанной нижерасположенными структурами этой системы. Данные о значении лимбической коры в функции памяти чрезвычайно противоречивы. Так, имеются данные о том, что повреждение лимбической коры сопровождается нарушением процесса обучения навыкам активного и пассивного избегания. В другой серии экспериментов такое…
Миндалевидное тело, по представлениям последних лет, имеет непосредственное отношение к восприятию, активному отбору и обработке поступающей информации. Поэтому не случайно, что во многих работах с электрическим раздражением или разрушением этого образования была показана его важная роль в функции памяти и в интеграции пищевого и оборонительного поведения. В частности, повреждение или разрушение миндалевидного тела практически всегда…
Декортицированные животные, как известно, не обладают способностью ж анализу поступающей сенсорной информации и лишь весьма ограниченно способны к простейшим формам обучения. В настоящее время нет сомнений в ведущей роли коры больших полушарий в функции памяти. Однако не все ее отделы равноценны в этом отношении. Большинство исследователей ведущую роль в процессах формирования и хранения энграмм отводят…