4 июля 2011

Нейротропные препараты

Нейротропные препараты, не оказывающие влияния на механизмы образования энграмм [Бородкин Ю. С. и Крауз В. А., 1978], действуют преимущественно в пределах структурной цепи, включающей вентральный гиппокамп, сосцевидные тела, ядра переднего таламуса и лимбическую кору, не затрагивая при этом образования лимбикоретикулярного комплекса и коры больших полушарий. По-видимому, последние структуры являются основным звеном на системном уровне, обеспечивающем регуляцию формирования энграмм.

Необходимо отметить, что феномен диссоциированного обучения, наблюдаемый при применении ряда нейротропных средств, повидимому, определяется их неоднотипньш действием на гибкие звенья системы интрацентральной регуляции головного мозга при одинаковом влиянии на жесткое звено этой системы.

Большинство работ в области изучения механизмов памяти затрагивает начальные этапы формирования энграммы и ее хранение в долговременной памяти. В то же время вопрос о нервных механизмах воспроизведения и функциональной организации головного мозга, обеспечивающей этот процесс, в принципе остается открытым.

Существуют определенные методические трудности в выделении этапов формирования энграммы и особенно процесса воспроизведения, поскольку каждый из них не является законченным физиологическим актом, имеющим четкие разделительные границы, а представляет часть единой системы.

В нашей лаборатории [Шабанов П. Д., 1979; Шабанов П. Д., Зайцев Ю. В. и Бородкин Ю. С, 1980, и др.] в качестве модели для изучения аппарата воспроизведения использовали условную реакцию пассивного избегания у крыс. Исследования проводили на беспородных крысахсамцах весом 180—200 г в возрасте 90—120 дней.

Реакцию вырабатывали на основе однократного электрокожного подкрепления по модифицированной методике J. Bures с соавт. (1963). Экспериментальная установка состояла из двух соединенных круглым отверстием камер: большой освещенной и малой темной с электрифицированным полом.

Для выработки условной реакции крысу помещали на середину освещенной камеры хвостом к отверстию в темную камеру. Исследуя освещенное пространство, животное находило отверстие в темную камеру и проникало в нее. Латентный период включал время с момента помещения животного в установку до полного перемещения его в темную камеру.

Через 15 с на решетчатый пол камеры подавали переменный ток (50 гЦ, 2—3 с, 10 мс), величину которого для каждого животного подбирали индивидуально. Отверстие между камерами оставалось открытым. За перебежавшей в освещенную камеру крысой наблюдали в течение 3 мин.

Если в течение этого времени животное не пыталось вернуться в темное помещение, условная реакция пассивного избегания считалась выработанной с одной пробы. Крыс, повторно зашедших в темную камеру в течение 3 мин, исключали из опыта.

Крыс с выработанной реакцией избегания извлекали из освещенной клетки и помещали в клетку, где они обычно содержались. Продолжительность опыта в среднем составляла 4 мин.

Прочность выработанного навыка проверяли, помещая обученное животное в освещенную камеру на 3 мин. Если в течение этого времени крыса заходила в темную камеру, то это расценивали как амнезию навыка. Проверка, проведенная через 10, 15, 30, 45 мин, 1, 2, 4, 6, 8, 24 и 72 ч после выработки условной реакции, показала ее сохранность у всех подопытных животных. Утрата навыка отмечалась впервые на 6—7-й день после обучения и достигала 50 % на 10—11-й день.

Через 2 ч после выработки условной реакции пассивного избегания бодрствующее животное подвергали воздействию электрошока (20 мА, 500 мс). Электроды накладывали на роговицу глаз. Сразу же после воздействия тока и через 24 ч у крыс отмечено выраженное снижение спонтанной двигательной и исследовательской активности в «открытом поле». Через 72 ч поведение этих крыс не отличалось от поведения интактных животных. Исходя из этого, интервал между обучением животного и последующим тестированием выработанного навыка был выбран в 72 ч. Процедура псевдоэлектрошока не влияла на воспроизведение УРПИ.

По результатам проверки сохранения условной реакции были выделены две группы животных: с амнезией навыка (30%) и с сохраненной реакций (70 %). Влияние фармакологических средств на ее воспроизведение оценивали через 2—3 ч после тестотбора у животных обеих групп. Препараты вводили внутрибрюшинно не более 0,5 мл за 1ч до проверки навыка. Восстановление реакции у крыс с амнезией навыка под действием фармакологического агента расценивалось как улучшение воспроизведения, а частичная или полная утрата навыка у крыс из 2-й группы квалифицировалась как ухудшение воспроизведения условной реакции пассивного избегания.

Процедуру «неспецифического напоминания» (использование безусловного подкрепления, качественно отличного от раздражения, на основе которого вырабатывался навык) осуществляли в ситуации, отличавшейся от условий обучения [Springer A. D. et al., 1972]: в стеклянном цилиндре (воздействие звонка — 80 дБ, 15 с). Данные обрабатывали статистически с использованием критерия %2.


«Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти»,
Ю.С. Бродкин, Ю.В. Зайцев

Читайте далее:





Ретикулярная формация является одной из важнейших интегративных структур ЦНС, принимающих участие в осуществлении ее различных функций, в том числе и памяти. Контролируя деятельность ряда мозговых образований и определяя в значительной степени уровень бодрствования и внимания, она тем самым обеспечивает необходимые условия для формирования энграммы и особенно для процесса консолидации ее. Так, адекватная стимуляция ретикулярной формации…

Вопрос о функциональном значении мамиллярных тел является не решенным. Существует ряд предположений, согласно которым мамиллярные тела участвуют в регуляции сна, бодрствования и эмоционального состояния, а следовательно, и функции памяти. Некоторые авторы связывают функцию этих образований с механизмами сенсорной памяти, особенно с ее краткосрочной формой [Виноградова О. С, 1975]. Наблюдается зависимость между повреждениями мамиллярных тел и…

Лимбическая кора является высшим звеном лимбической системы. Существует предположение, что она является конечным адресатом для информации, предварительно обработанной нижерасположенными структурами этой системы. Данные о значении лимбической коры в функции памяти чрезвычайно противоречивы. Так, имеются данные о том, что повреждение лимбической коры сопровождается нарушением процесса обучения навыкам активного и пассивного избегания. В другой серии экспериментов такое…

Миндалевидное тело, по представлениям последних лет, имеет непосредственное отношение к восприятию, активному отбору и обработке поступающей информации. Поэтому не случайно, что во многих работах с электрическим раздражением или разрушением этого образования была показана его важная роль в функции памяти и в интеграции пищевого и оборонительного поведения. В частности, повреждение или разрушение миндалевидного тела практически всегда…

Декортицированные животные, как известно, не обладают способностью ж анализу поступающей сенсорной информации и лишь весьма ограниченно способны к простейшим формам обучения. В настоящее время нет сомнений в ведущей роли коры больших полушарий в функции памяти. Однако не все ее отделы равноценны в этом отношении. Большинство исследователей ведущую роль в процессах формирования и хранения энграмм отводят…