5 сентября 2012

Вирус лейкоза Френд (F — MuLV)

Вирус лейкоза Френд (F — MuLV) представляет собой комплекс двух вирусов: эритробластоза (RLV) и лимфоидного лейкоза (LLV). Реакция мышей (спленомегалия и макроскопические фокусы пролиферации эритропоэтических клеток на поверхности селезенки) против инфекции этими вирусами детерминируется генами Fv-2 и Fv-1 (соответственно).

Мыши, гомо- и гетерозиготные по гену Fυ-2, чувствительному аллелю этого гена (Fυ-2ss и Fυ-2sr), высокочувствительные, гомозиготные по рецессивному аллелю резистентности этого гена (Fυ-2rr), полностью резистентны к RLV.

Ген Fυ-2 локализован вместе с геном Н-7 (система поверхностных аллоантигенов) в Н-группе сцепления. Ген Fυ-1 определяет чувствительность мышей ко второму компоненту F — MuLV — вирусу лимфоидного лейкоза (Rowe, 1973).

Клетки мышей линии NIH Swiss поддерживают репликацию N-тропных вирусов (Fυ-1nn-доминантные аллели, связанные с репликацией вирусов), а клетки мышей линии BALB/c пермиссивны для В-тропyых вирусов (Fυ-1bb). Исследование ранних этапов репродукции N-и В-тропных вариантов вируса Френд в клетках линии NIH показало, что как в нормальных, так и непермиссивных условиях в цитоплазме инфицированных клеток обнаруживаются примерно равные количества вирусспецифической ДНК (Sveda, Soeiro, 1976).

Однако в непермиссивных условиях не удалось выявить эту ДНК в интегрированной форме с высокомолекулярной клеточной ДНК, в то время как в пермиссивных клетках такая интеграция четко определялась уже на ранних стадиях инфекции. Следовательно, локус Fυ-1 контролирует либо образование циркулярной формы вирусной ДНК, либо интеграцию этой формы в хромосомную ДНК. К аналогичному заключению пришли Jolicoeur и Baltimore (1976) на основании данных анализа молекулярных форм и локализации вирусспецифической ДНК, связанной с репликацией различных N- и В-тропных MuLV, в пермиссивных и непермиссивных клетках.

Предполагают, что продукт гена Fυ-1 препятствует интеграции провирусной ДНК.

Изучен механизм клеточной рестрикции, контролируемой геном Fυ-1 при репликации F — MuLV (Ray et al., 1976). Полученные данные свидетельствуют о том, что нарушение в этих условиях синтеза поверхностных гликопротеидов вируса является основным механизмом рестрикции. Обнаружена ингибирующая активность, которая строго коррелирует со статусом Fυ-1-локуса (Теnnaut et al., 1976). Этот фактор из экстрактов клеток с генотипом Fv-lnb одинаково эффективно подавлял размножение лейкозных вирусов в N- и В-типах клеток.

Итак, по крайней мере три генетические системы осуществляют генетический контроль над N-тропным эндогенным вирусом AKR:

  1. гены AkVx и AkV2 ответственны за индукцию;
  2. гены типа Fυ-1 обусловливают распространение вируса;
  3. вероятно, локус Н-2 (или участок Ir-1) связан с иммунной реактивностью мышей к этому вирусу.

Вторым N-тропным эндогенным вирусом мышей является D-1 MuLV, выделенный у животных линии SWR/j (N-тип), который при введении новорожденным мышам этой линии и линии А (В-тип) индуцирует ретикулоклеточные опухоли и лимфолейкозы, т. е., как и вирус AKR, патогенен для собственного хозяина.

Антигенно вирус D-1 MuLV близок вирусу Гросса. Однако его способность вызывать бластоматозный процесс у мышей В-типа свидетельствует о некотором отличии этих вирусов (Chang et al., 1974).

Установлено, что локусы индукции ксенотропных вирусов не связаны с локусами индукции N-тропных вирусов в клетках мышей линии BALB. Непермиссивность клеток мышей для ксенотропных вирусов доминантна, и она не детерминируется системой генов Fv-1, опухолевая трансформация клеток не способствует, а, наоборот, ингибирует индукцию S-тропных вирусов в отличие от экотропных вирусов, и, наконец, оба класса вирусов различаются по характеру кривой индукции (у S-тропных — более ранний) и избирательности их активации различными индукторами.

Таким образом, все перечисленные выше факты указывают на существование разных систем контроля клеткой экотропных и ксенотропных эндогенных вирусов.

«Механизмы вирусного онкогенеза»,
А.И.Агеенко





В популяции эндогенного онкорнавируса мышей MuLV, индуцированного в клетках BALB/3T3 5-йоддез-оксиуридином, присутствовал как ксенотропный вирус, так и экотропный вирус N-типа (Laprevotte et al., 1977). При инфекции крысиных клеток линии NRK ксенотропным вирусом образовывались фокусы морфологической трансформации с веретенообразными клетками. Экотропный MuLV вызывал фокусы трансформации с округлыми клетками. Эти свойства трансформированных клеток сохранялись при дальнейшем пассировании…

Крайне важно, что пока нет прямых доказательств в пользу вертикальной передачи терминальными клетками дефектных или недефектных геномов этих вирусов, хотя sarc-специфические последовательности обнаружены в нормальных клетках некоторых видов птиц и мышей (Stehelin, 1976; Wang Lu Hai et al., 1976; Frankel, Fischinger, 1976, 1977). Есть основания предполагать, что sarc-гены присутствуют и в нормальных клетках крыс, в…

Таким образом, на основании сопоставления экспериментальных данных можно предполагать, что в нормальных клетках онкогены отсутствуют, во всяком случае в той форме, в какой они находятся в геноме экзогенных или эндогенных (пассированных) онкорнавирусов. Следовательно, пока не получены доказательства центрального постулата гипотезы Хюбнера — Тодаро, согласно которому онкоген постоянно присутствует в каждой нормальной клетке. Тогда что же…

Естественно присутствующие в нормальной сыворотке антитела к gp71 вируса Гросса обладают типоспецифической и слабой группоспецифической активностью (Longstreth et al., 1976). Исследуемая сыворотка реагировала только с антигенами оболочки вириона и не реагировала с вирусиндуцированными клеточными поверхностными антигенами. Что касается биологической активности аутогенной иммунной сыворотки, то имеется несоответствие между спектрами вирусосаждающих и вируснейтрализующих антител. Эта сыворотка нейтрализует…

В настоящее время все исследованные инбредные линии мышей по титру антител в нормальных сыворотках подразделяются на три группы: с высокой продукцией противовирусных антител — I, SIL/1, NZB и NZW; со средней продукцией антител — DBA/2, СЗН/Аn, HSFS, 129, G2, AKR и В6С3; с низкой продукцией антител — С58, C57BL/1 и PL1. Обнаружена тенденция к проявлению…