29 апреля 2009

Нарушение счета

Нарушение счета (сложение, вычитание, умножение, деление) выявляется чаще всего при очагах в теменной доле левого полушария большого мозга, где, по-видимому, сосредоточена разрядная структура числа. Поражение левой височной доли иногда приводит к избирательному нарушению устного счета при сохранении способности к сложению и вычитанию на бумаге.

Третий (самый высокий) уровень нервно-психических процессов связан с передними отделами мозга, прежде — всего лобными долями. Они обеспечивают программирование деятельности человека, принятие решений, регуляцию поведения и контроль за ним. Значение лобных долей особенно отчетливо выявляется при наблюдении за больными с нарушением их функции в результате какого-либо патологического процесса (опухоль, абсцесс и др.). Несмотря на сохранение зрения, слуха, речи, способности писать и читать, у них отмечаются выраженные расстройства внимания, памяти, критики, мышления и поведения. Больные лишены устойчивых намерений, легко отвлекаются и поэтому часто прекращают выполнение какой-либо инструкции. Появляется склонность к плоским шуткам. Нарушения внимания столь значительны, что больной, повторяя на словах инструкцию (например: 1 раз ударю карандашом — поднимите правую руку, 2 раза ударю карандашом — левую), не может выполнить ее в серии последовательных действий.

Для оценки уровня интеллекта применяют специальные психологические методики:

  • сравнение понятий — просят объяснить сходство-различие попарно предлагаемых слов (например: море — озеро, троллейбус — лошадь, птица — рыба и т. д.); при этом обращают внимание на быстроту, полноту и точность характеристики;
  • вычисление коэффициента интеллектуальности по ответам на стандартные вопросы (например: что Вам известно о Ч. Дарвине и дарвинизме? Когда жил Жан Жак Руссо?; Что Вы цените в людях?; Как Вы понимаете теорию относительности т. д.);
  • тест Гилфорда на выявление творческих способностей — предлагают назвать все возможные варианты использования какого-либо предмета (сундука, топора, одеяла и др.).

Чем больше вариантов и среди них необычных предложит обследуемый, тем выше оценка его творческих возможностей.

Итак, вся нервно-психическая деятельность человека формируется на основе корково-подкорковых взаимоотношений при ведущей роли филогенетически новых структур. Наиболее точное определение было дано И. П. Павловым, который писал: «На фоне общей грубой деятельности, осуществляемой подкорковыми центрами, кора как бы вышивает узор тонких движений, обеспечивающих наиболее полное соотношение с жизненной обстановкой. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы.

«Нервные болезни», Ю.С. Мартынов





Речь — это способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединяя с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связана грамотность — умение читать и писать. Речь и грамотность являются главным средством общения между людьми, основой логически-смыслового мышления. И. П. Павлов писал: «Речь есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности…

Поражение сенсорного центра речи приводит обычно к некоторым нарушениям и других речевых функций, прежде всего чтения. Клинические варианты сенсорной афазии чрезвычайно разнообразны — от полной неспособности понимать простые слова и предложения до очень небольших расстройств, проявляющихся в невозможности уловить какой-либо тонкий нюанс речи, дифференцировать трудноразличимые по смыслу фразы. Если сенсорная афазия не сопровождается выраженными расстройствами…

Алексия (от греч. lexis — слово) — нарушение чтения и понимания прочитанного вследствие поражения центра хранения письменных образов речи. Развивается при очагах в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, поле 39). Алексия часто сочетается с сенсорной афазией. Клинические варианты алексии разнообразны — от полной невозможности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске…

Апраксин (от греч. praxis — действие) — нарушение движений бытового или профессионального характера вследствие поражения коркового центра сложных автоматизмов. Больные не могут застегнуть пуговицы, причесаться, есть ложкой, зажечь спичку и т. д., хотя у них нет пареза, гиперкинеза, атаксии или сенсорной афазии, препятствующих выполнению или пониманию задания. При этом нарушается последовательность действий, появляются ненужные лишние…

Агнозия (от греч. gnosis — знание) — нарушение процессов узнавания при сохранности или очень небольшом изменении воспринимающей функции органов чувств. Гнозис тесно связан с памятью. Различают несколько видов агнозий: зрительную, слуховую, тактильную, агнозии запахов, вкуса. Зрительная агнозия («душевная слепота») — это нарушение узнавания знакомых больному предметов и вещей, хотя он сохраняет зрение и видит эти…